аракорум Ц сказочна€ столица ћонгольской империи

јвтор: —ергей ¬олков

¬ начале ’’ века ученые определили местонахождение столицы „ингисхана в верховь€х реки ќрхон в центре ћонголии. ѕервоначально здесь находилась кочующа€ ставка монголов и только в 1219 г. был основан город. ¬ китайских летопис€х описываетс€ золотой шатер „ингисхана, больша€ юрта, вмещавша€ несколько сот человек. —толбы и порог в ней были обернуты золотом, поэтому ей и было присвоено название Ђ«олотой шатерї. ќдно из первых описаний кочующей ставки „ингисхана на берегах ќрхона принадлежит даоскому монаху „ан „уню, который сообщает, что стан кочевников состоит из многих сотен войлочных шатров, паланкинов и Ђпалатокї, более или менее посто€нных.

ƒворец “умэнамгалан. ’уд. “. √оош. ћонголи€ (реконструкци€ внутреннего вида храма ”гэдэ€, ’’ в.)

 очева€ импери€ из юрт, с временными ставками, традиционно перемещающимис€ по стране с места на место, в зависимости от состо€ни€ пастбищ и источников воды, создала только один, известный из исторических описаний, город в ћонголии Ц Ђгород драгоценностейї  аракорум. ѕо свидетельству летописцев, в эту монгольскую столицу с большим количеством каменных зданий и церквей, в период расцвета ћонгольской империи стекалась богата€ военна€ добыча и дань, золотые и серебр€ные издели€ со всего мира, в летопис€х упоминаютс€ о подношени€х 30 тыс. серебр€ных слитков за один раз. ¬  аракорум непрерывно, в течение нескольких дес€тилетий, шли караваны с богатыми военными трофе€ми, доставл€лись с захваченных земель лучшие ремесленники дл€ ведени€ строительных работ в городе. ¬ китайской летописи √ан-му в записи 1251 г. есть упоминание об отпущенных (обратно в  итай) 1500 человек, участвующих в постройке города  аракорума. ¬ исторических хрониках говоритс€, что ежедневно в город приходило до 500 верблюдов, груженных продуктами и товарами. √ород ¬еликого хана отличалс€ роскошью дворцов и каменных строений, соперничающих по своей красоте с самыми богатыми городами мира. ≈го даже сравнивали с Ѕагдадом. » было бы логичным предположить, что при раскопках этого города будут найдены следы его былого богатства и величи€.

–аскопки предполагаемого  аракорума проводились в 1948Ц1949 гг. советско-монгольской археологической экспедиции и возобновились в 1999 г. совместной экспедицией немецкого јрхеологического института, университета Ѕонна и ћонгольской академии наук. Ќикаких сенсаций археологи не обнаружили. ¬се найденное типично дл€ любого средневекового города. Ќикаких сокровищ и каких-либо надписей с именами „ингисхан, ”гэдэй или  аракорум найти не удалось. ”дивителен сам факт, что от величественного города не сохранилось никаких развалин. Ќа его месте сейчас ровное поле с травами, хот€ все известные в мире столицы оставили потомкам зримые следы своего процветани€ в виде остатков каменных стен и фундаментов. –азвалины уйгурской столицы ’ара-Ѕалгасун (IX в.), расположенной севернее монастыр€ Ёрдэнэ-ƒзу, сохранились лучше и выгл€д€т достойнее, чем найденные фрагменты фундаментов отдельных зданий города с китайским названием “а-хо-линь, отождествл€емого ныне с мифическим  аракорумом.

„то скрыто под полутора метровым слоем земли еще предстоит вы€снить археологам. «а врем€ немецких раскопок (1999Ц2004 гг.) был частично раскопан фундамент строени€, отождествл€емого с дворцом ”гэдэ€, размеры которого оказались значительно меньше, чем было известно из описаний очевидцев. “ем не менее, археологи, ведущие раскопки храма, продолжают утверждать, что этот фундамент как раз и €вл€етс€ основанием дворца ”гэдэ€, который подробно описал √ильом де –убрук.

¬ 2001 г. турецкие археологи в бассейне ќнона во врем€ раскопок нашли около 1500 предметов, среди которых золота€ корона с орлом и женское украшение, богато украшенное драгоценными камн€ми. ¬се эти находки относ€тс€ к тюркскому времени. ћонголо-немецка€ археологическа€ экспедици€ в  аракоруме раскопала каменные опоры храма ”гэдэ€ и каменную мостовую, а в 2002 г. обнаружила печать 1371 г. с уйгурским текстом и большое количество китайских вещей.

ѕри раскопках города, еще в 1948 г. были найдены надписи Ђ“а-хо-линьї (китайское название города) и персидские надписи ЂЎэхръ ’анбалыкъї (персидское название города). Ёти названи€ были отождествлены Ќ. ядринцевым как название столицы монголов Ц  аракорум. Ќа основании этих надписей на камн€х, обнаруженных на территории монастыр€ Ёрдэнэ-ƒзу, по€вилась мирова€ сенсаци€ об обнаружении столицы „ингисхана. «атем была найдена каменна€ стела с дву€зычной надписью на китайском и монгольском €зыках, где кратко излагалась истори€ монгольской столицы. ѕо мнению ученых, стела была установлена в ознаменование четырехлетней перестройки  аракорума в 1342Ц1346 гг. ѕеревод надписи, выполненный учеными, на каменной стеле, гласит: Ђ аракорум (Ђ“а-хо-линьї) Ц место, откуда началась династи€ ёаньї.  итайские иероглифы Ђ“а-хо-линьї перевели, как  аракорум. —толицу ¬еликой монгольской империи было нужно найти в ћонголии, и ее нашли. “ак монгольский ’олинь, был официально признан легендарным  аракорумом.

ѕлан  аракорума и храма ”гэдэ€, составленный немецкими археолагами

ѕосле падени€ империи ёань, в 1380 г. город был до основани€ разрушен китайскими войсками. ќт былого величи€ до наших дней сохранились только каменные черепахи Ц постаменты дл€ каменных стел, на которых высекались важнейшие указы центральной власти. ѕо преданию, город охран€ли от наводнений 4 гранитных черепахи. ƒве каменные черепахи, наход€тс€ в насто€щее врем€ вблизи монастыр€ Ёрдэнэ-ƒзу. ќдну каменную черепаху можно увидеть у стен монастыр€ Ёрдэнэ-ƒзу с его северо-западной стороны, другую недалеко в горах, на юго-востоке. ѕодобные каменные черепахи, как символ мудрости, известны также в  итае.

¬первые предположение, что следы строений, обнаруженных на месте современного ’архорина на ќрхоне, могут быть столицей чингизидов Ц городом  аракорумом, было высказано руководителем экспедиции ¬осточно-—ибирского отдела –усского географического общества Ќ.я. ядренцевым в 1889 г. ¬ своих дневниках Ќ.я. ядренцев записал: Ђћы нашли громадные развалины, к которым нестыдно приурочить и город драгоценностей ( аракорум)ї. Ёто были первые и единственные найденные развалины в верховь€х реки ќрхон. ќни и стали в последующем отождествл€тьс€ с  аракорумом (основан в 1219 г., завершено строительство в 1235 г., в 1380 г.  аракорум разрушен китайскими войсками). — 1263 г. столицей ћонгольской империи был провозглашен ѕекин и монгольска€ столица была перенесена из  аракорума в ѕекин. «а 161 год своего существовани€  аракорум около 40 лет был столицей ћонгольской империи, куда из покоренных стран непрерывным потоком шли караваны с драгоценност€ми и утварью. ¬торжение китайских войск в 1380 г. и междоусобные войны монгольских феодалов сильно разрушили город. Ќа прот€жении последующих 200 лет город неоднократно грабили и жгли, в результате от древней столицы почти ничего не осталось Ц ни развалин зданий, ни камней от них. ѕо версии историков из разрушенных каменных строений  аракорума в 1586 г. был построен первый буддийский монастырь в ћонголии Ц Ёрдэнэ-дзу, поэтому на месте  аракорума не осталось никаких следов каменных строений. –аскопки 1948Ц1949 гг. и изучение культурного сло€ толщиной в 5 метров позволило утверждать о двух сильных, пережитых городом пожарах.

¬ сборнике трудов ќрхонской экспедиции 1892 г. выводы о принадлежности развалин древней столице монголов  аракоруму обосновываютс€ следующими словами: Ђ  северу от монастыр€ Ёрдэнэ-дзу наход€тс€ развалины древнего города, окруженного с трех сторон незначительным валом. ¬ самом городе заметны маленькие валы и холмы Ц остатки прежних домов, между которыми €сно видны две главные, перекрещивающиес€ улицы. Ќа SE углу города громадна€ черепаха с четырехугольным отверстием в спине дл€ вставлени€ громадной могильной плиты, подобной пам€тнику  юль-“егина. ќт плиты с надпис€ми не осталось следов. ¬округ черепахи вал и 5 значительных курганов, из которых средний Ц громадного объема. Ќа территории монастыр€ нами описаны камни с надпис€ми, привезенные в монастырь из окрестностей. ќсобенно часто встречаютс€ камни с китайскими знаками Ђ’о-линьї и Ђ“а-хо-линьї (китайское название города) и с персидскими надпис€ми ЂЎэхръ ’анбалыкъї (персидское название города), переведены нами как название города  аракорум. ¬се эти камни, привезенные в монастырь из близлежащего разрушенного города, доказывают, что этот город был столицей первых чингисидов Ц  аракорум, что и вполне совпадает с известием китайцев, что  аракорум находитс€ в 100 ли к S от ”гей-нораї1. ѕравильно ли китайские иероглифы Ђ“а-хо-линьї отождествили с названием  аракорум?

√ранитна€ черепаха из  аракорума р€дом со стенами монастыр€ Ёрдэнэ-дзу. ѕо преданию, город охран€ли от наводнений 4 гранитных черепахи

Ќаучные споры о местонахождении  аракорума продолжались. ѕоказательно одно из писем на французском €зыке от профессора Ўколы ¬осточных €зыков в ѕариже г-на ∆. ƒевериа, адресованное Ќ. ядренцеву. ѕисьмо было случайно обнаружено в фондах »ркутского областного краеведческого музе€ »ркутска в 1965 г. Ќиже полный текст этого письма:

Ђ аракорум монголов находилс€ на территории древней столицы уйгуров, но не том же месте. ¬ своей статье, опубликованной в Ѕюллетене –оссийской јкадемии наук, г-н  ок, приводит один фрагмент китайской записи о  аракоруме, принадлежащей …о-лю-чу, государственному де€телю, современнику ќгдо€ (”гэдэй, XIII в.). ¬от более полное изложение этой записи: Ђ¬ 1235 г. император “айцонг (”гэдэй) основал город ’о-лин и возвел в нем дворец ”ан-Ќган  онг. ¬ 70-ти ли на северо-запад от ’олина наход€тс€ остатки прежнего великого города и дворца ѕи- ь€- хо-’ан (уйгурский хан ѕик). ¬ 70-ти ли на северо-западе от ’олина находитс€ стела с надписью китайского императора ’юнан-÷онга, воздвигнута€ этим сувереном в 731 г. в пам€ть о тюркском принце  ьюэ “егине ( ен-„огхин)ї. —тела, о которой …о-Ћю-„у свидетельствует как очевидец, €вл€етс€, как ¬ы знаете, дву€зычной стелой, обнаруженной г-ном ’енкелем в прошлом году. “очное знание местонахождени€ этой дву€зычной стелы, может способствовать решительным образом в нашем научном поиске того, где была древн€€ столица уйгуров, и доказать окончательно, что ¬аш  ара Ѕалгозун и есть действительно древн€€ столица монголовї2.

—тела  юль-“егина 731 г. находитс€ на северо-востоке на рассто€нии 30 км от монастыр€ Ёрдэнэ-ƒзу и если ее за врем€ своего существовани€ не переносили с места на место, то ее местонахождение не совпадает с описываемым относительно  аракорума.

¬ конце XIX в. ј.». ѕозднеев на основе анализа многочисленных письменных источников подтвердил предположение Ќ.ћ. ядренцева о местонахождении  аракорума на берегах реки ќрхон. ¬ 1948Ц1949 гг. специальна€ археологическа€ экспедици€ советских и монгольских ученых под руководством член-корреспондента јЌ ———– —.¬.  исилевым окончательно подтвердила вывод о том, что найденные развалины принадлежат столице чингизидов Ц  аракоруму. Ёто заключение было сделано на находках чугунолитейного производства, которое могло быть использовано дл€ военных нужд (впрочем, точно также оно могло использоватьс€ и в мирных цел€х). –аскопки обнаружили квартал ремесленников, специализирующийс€ на металлургическом производстве оружи€ и снар€жени€ дл€ армии, были обнаружены бронзовые втулки дл€ боевых колесниц внешним диаметром до 9 см. (или хоз€йственных повозок дл€ перевозки юрт?). ¬ ремесленных кварталах были раскопаны кузнечные и железообрабатывающие мастерские с дес€тью печами дл€ выплавки металла.   востоку от города, по мнению ученых, располагались пашни с орошаемыми каналами. Ѕыли также найдены египетские статуэтки, что свидетельствует о торговых св€з€х с дальними странами и сельскохоз€йственные инструменты. Ќесмотр€ на то, что город жил главным образом привозным хлебом и рисом, его окружали обширные, хорошо орошаемые с помощью каналов, земледельческие пашни3. Ќо €вл€етс€ ли обнаружение ремесленного квартала доказательством тождества этого города  аракоруму, подобные кварталы были во всех средневековых городах.

Ќиже публикуютс€ извлечени€ из книги руководител€ археологической экспедиции —.¬.  иселева Ђƒревнемонгольские городаї: Ђ¬опрос о местонахождении  аракорума был решен после всесторонних исследований русских ученых, начавшихс€ еще во второй половине XIX века. ¬ 1889 году Ќ.ћ. ядринцев обследовал остатки большого древнего города на правом берегу ќрхона, у стен древнейшего монгольского монастыр€ Ёрдэни-÷зу. ”же тогда он высказал обоснованное предположение о том, что это развалины столицы „ингизидов. ƒальнейшее подтверждение этот вывод получил в трудах крупнейшего монголиста профессора ј.ћ.ѕозднеева, который посетил развалины, а также подверг блест€щему анализу все документы, касающиес€ монастыр€ Ёрдэни-÷зу.

ѕри строительстве зданий и стен монастыр€ Ёрдэни-÷зу широко использовались остатки каменных построек  аракорума, а также отдельные каменные плиты, в том числе плиты с ханскими указами и документами, укрепленные на больших, сохранившихс€ до сих пор каменных черепахах, установленных в разных концах города. »звлечение и использование подобного рода материалов продолжались и в более позднее врем€ при неоднократных ремонтах и перестройках монастыр€. “аким образом, в стенах, храмах и субурганах Ёрдэни-÷зу оказались замурованными ценнейшие эпиграфические документы по древней истории монголов, по истории их столицы. Ќекоторые из таких документов были вы€влены во врем€ работ ќрхонской экспедиции 1889 года, возглавл€вшейс€ академиком ¬.¬.–адловым.

ѕравда, ¬.¬.–адлов, занима€сь главным образом пам€тниками тюркской, орхонской письменности VIIЦIX веков, уделил меньше внимани€ воспроизведенным им в Ђјтласе экспедицииї (—ѕб, 1899 г.) двум фрагментам древнемонгольской надписи с параллельным китайским текстом. ќднако он правильно отнес их ко времени хана ћункэ (1251Ц1259) и видел в них ценнейшее доказательство правильности предположений, что  аракорум сто€л на местности около позднее возведенного монастыр€ Ёрдэни-÷зу.

¬ 1912 году ¬.Ћ.  отвич обнаружил в Ёрдэни-÷зу еще три фрагмента и установил, что все они принадлежат той же надписи, два обломка которой найдены и изданы ¬.¬. –адловым. ¬.Ћ.  отвич заключил, что все эти фрагменты Ц остатки надписи, составленной ’ин ёань-ко и упом€нутой в китайском тексте Ђ—окровенного сказани€ї.

¬о врем€ археологических исследований, проведенных в большом масштабе на городище  аракорума в 1948Ц1949 годы, был окончательно решен вопрос о местонахождении города. √ород предстал таким, каким его описывал √ильом де –убрук. —овпадени€ результатов раскопок с описани€ми –убрука в р€де случаев поразительны. ѕодтверждена характеристика отдельных районов города, вскрыты остатки дворца, местоположение и особенности конструкции которого в значительной мере соответствуют описанию. –убрук сообщает о торговле хлебом, котора€ велась у восточных ворот города. ѕри раскопках установлено, что именно с восточной стороны к городу примыкали большие искусственно орошаемые пашни. ќгромное количество металлических, глин€ных, дерев€нных, кост€ных и стекл€нных изделий и следы их производства согласуютс€ с указанием –убрука о ремесленных кварталах  аракорума.

—отни монет, найденных при раскопках, дес€тки надписей на сосудах, печати, характерные фарфоровые и селадоновые чаши Ц все это позвол€ет, без вс€кого сомнени€, отнести основную толщу культурного сло€ (а на большей части городища Ц и весь слой) ко времени „ингизидов. ≈сть вещи, непосредственно свидетельствующие о том, что перед нами Ц развалины столицы, местопребывани€ ханской ставки. Ёто остатки покрывавшей дворец черепицы с красной поливной поверхностью. „ерепица красного цвета могла, по долго сохран€вшемус€ обычаю, покрывать только ханский дворец. ќчень важна находка дерев€нной печати с надписью, исполненной так называемым Ђквадратным письмомї, означающей слово Ђиджиї Ц Ђприказаниеї, с которого обычно начинались приказы императрицыї4.

¬ приведенной длинной цитате с обоснованием версии о принадлежности раскопанных строений легендарному  аракоруму интересен ход рассуждений ученых о совпадении раскопок описанию √ильом де –убрука. “олько верно ли это утверждение на самом деле? –емесленные кварталы были во всех средневековых городах, а вот самый главный доказательный аргумент, описываемый храм ”гэдэ€ не совпадает полностью с раскопанным строением.

’анский дворец и серебр€ное дерево в  аракоруме в представлении художника XVIII в. –€дом на фотографии Ц современна€ реконструкци€ по описанию ѕлано  арпини внешнего вида знаменитого дерева. ”лаанбаатор, отель Ђћонголи€ї, 2006 г.

ѕо свидетельству знаменитых европейских путешественников ѕлано  арпини (1246 г.), √ильома де –убрука (1254 г.), ћарко ѕоло (1274 г.),  аракорум, того времени, производил незабываемое впечатление, особо отмечалось великолепие ханского дворца “умэн-јмгалана и знаменитое серебр€ное дерево с чудесным фонтаном, установленное перед дворцом. ¬нутри дерева были проведены четыре трубы вплоть до его верхушки; отверсти€ труб обращены вниз, и каждое из них сделано в виде пасти позолоченной змеи. »з одной пасти лилось вино, из другой Ц очищенное молоко, из третьей Ц напиток меда, из четвертой Ц рисовое пиво. ќписание подобных металлических деревьев и чаш с змеиными головами дл€ пить€ можно встретить в разных средневековых текстах. “ак, у странствующего монаха ќдорико де ѕордоне, посетившего  итай в 1324Ц1328 гг., есть описание ханского дворца ¬еликого хана в ѕекине: Ђƒворец весьма велик, внутри Ц двадцать четыре золотых колонны. ј посреди дворца расположена больша€ чаша высотой в два двойных шага (2,96 м), изготовленна€ из цельного куска камн€ под названием Ђмердохайї (€шма). ќна оправлена золотом, и по всем стонам от нее Ц змеи, разинувшие ужасную пасть, а еще она украшена жемчужной сетью. ¬ эту чашу питье доставл€етс€ по желобу, который мдет по царскому дворцу. –€дом с этой чашей поставлено множество золотых сосудов, и каждый пьет сколько хочетї5. ѕодобные драгоценные деревь€ были известны и на «ападе. —охранилось описание 955 г. Ѕольшой «олотой ѕалаты царского дворца р€дом с собором —в€той —офии в ÷арьграде: Ђ≈ще чудеснее было сто€щее неподалеку от трона золотое дерево, тополь или €вор, на котором сидело множество золотых же птиц разной породы, изукрашенных цветными камень€ми, которые точно так же в известное врем€ се воспевали, точно живыеї6.

—амое подробное описание серебр€ного дерева в ханском дворце оставил √ильом де –убрук: Ђ¬  аракоруме имеетс€ также много домов, длинных как риги, куда убирают съестные припасы хана и сокровища. “ак как в этот большой дворец непристойно было вносить бурдюки с молоком и другими напитками, то при входе в него мастер ¬ильгельм парижский сделал дл€ хана большое серебр€ное дерево, у корней которого находилось четыре серебр€ных льва, имевших внутри трубу, причем все они изрыгали белое кобылье молоко. » внутрь дерева проведены были четыре трубы вплоть до его верхушки; отверсти€ этих труб были обращены вниз, и каждое из них сделано было в виде пасти позолоченной змеи, хвосты которых обвивали ствол дерева. »з одной из этих труб лилось вино, из Ц другой каракосмос, то есть очищенное кобылье молоко, из третьей Ц бал, то есть напиток из меду, из четвертой Ц рисовое пиво, именуемое террацина. ƒл€ прин€ти€ вс€кого напитка устроен был у подножи€ дерева между четырьм€ трубами особый серебр€ный сосуд. Ќа самом верху сделал ¬ильгельм ангела, державшего трубу, а под деревом устроил подземную пещеру, в которой мог спр€татьс€ человек. „ерез сердцевину дерева вплоть до ангела поднималась труба. » сначала он устроил раздувальные мехи, но они не давали достаточно ветра. ¬не дворца находилс€ подвал, в котором были спр€таны напитки, и там сто€ли прислужники, готовые потчевать, когда они услышат звук трубы ангела. ј на дереве ветки, листь€ и груши были серебр€ныеї7. √ость хана, желающий выпить, обращалс€ к ангелу на дереве, тогда человек пр€тавшийс€ в помещении под деревом через систему труб отдавал команду на подачу вина из подвала, наход€щегос€ вне дворца. ѕо мнению историков, рисовое пиво, могли получать из  ита€, а мед с јлта€ и из —редней јзии.

Ќесколько иначе золотые украшени€ ханского дворца описаны у –ашид ад-ƒина: Ђ”гэдэй-хан приказал, чтобы знаменитые золотых дел мастера сделали дл€ шараб-ханэ из золота и серебра настольную утварь в форме животных, как-то: слона, тигра, лошади и других. »х поставили вместо больших чаш дл€ пить€ и наполнили вином и кумысом. ѕеред каждой фигурой устроили хауз из серебра; из отверстий тех фигур лилось вино и кумыс и текло в хаузыї8. ќба описани€ относ€тс€ к одному и тому же дворцу ”гэдэ€, которое из них ближе к истине неизвестно. ќписание –убрука приобрело большую известность. —огласно нему художником в XVIII в. была нарисована гравюра, реконструирующа€ внешний вид серебр€ного дерева, котора€ в насто€щее врем€ украшает бумажные монгольские деньги.

Ѕольшие строительные работы в  аракоруме, провозглашенной столицей монгольской империи, развернулись при втором ¬еликом хане ”гэдэе, третьем сыне „ингисхана. —троительство города было в основном завершено в 1236 г. “ерритори€ его в форме четырехугольника размерами примерно 2,5 на 1,5 км была обнесена невысокой глинобитной крепостной стеной. ” большой башни в крепости сто€л красивый дворец ”гэдэй-хана Ц “умэнамгалан (ƒес€ть тыс€ч благоденствий или дес€ти тыс€чекратное спокойствие). ¬ китайской хронике √анн-ћу есть запись об обведении города стеной и завершении строительства весной 1235 г. дворца “уммэн-јмгалан дл€ ”гэдэй-хана: Ђ’орин был прежний город хойхорского ѕици-хана, жившего при династии “хан, ћонголы прежде назначали его сборным местом, а ныне обвели стеною, имевшею около 5 ли (2,1 км) окружностиї9.

’рам располагалс€ в юго-западной части города на насыпной платформе высотой 1,5 метра, со стенами длиной на рассто€ние дальности полета стрелы. ƒворец простиралс€ с севера на юг, его вход был обращен на восток, двухъ€русные шатровые крыши были украшены поливной черепицей зеленого и красного цвета, большим количеством скульптурных фигур наполовину драконов, наполовину львов. Ќайденные фрагменты красной черепицы могут указывать на принадлежность дворца членам ханского рода, которые вплоть до XVIII в. одни имели право украшать кровли своих резиденций желтой и красной черепицей10. Ќо также найдено много згачительно больше зеленой черепицы.

јрхеологи раскопали р€дом с ханским дворцом четыре огромные печи, 2004 г.

¬ 1998 г. во врем€ визита в ћонголию федерального канцлера √ермании –. √ерцога было подписано соглашение о раскопках в  аракоруме. ¬ 1999Ц2004 гг. небольша€ группа немецких ученых из института археологии Ѕоннского университета совместно с монгольскими археологами вели раскопки. Ѕыли полностью откопаны помещение дл€ строителей ханского дворца и четыре огромных печи дл€ обжига кирпича. ¬ большом количестве обнаружены осколки кровельной, зеленой черепицы. –аскапываемое строение было построено из хорошо сформированного и обожженного кирпича, оборудовано отопительными системами, при которых дымовые каналы проходили под полами помещений или под лежанками. јрхеологами на глубине 1,5 м вскрыто плиточное изразцовое покрытие пола прекрасного зеленого пола. ѕод дворцом обнаружены остатки буддийской кумирни начала XIII в. со стенной росписью (?). –аскопки храма позволили точно определить его размеры. ‘ундамент дворца имеет размеры сорок на сорок метров, а круглые дерев€нные р€ды колонн делили его на шесть частей. ѕлан его определили по обнаруженным массивным гранитным плитам, кажда€ площадью примерно 1 м2. ѕредполагают, что на них могли сто€ть 72 дерев€нных колонны, 30 сто€ли вдоль стен, остальные сорок поддерживали крышу. “рехэтажна€ архитектура дворца в китайском стиле аналогична здани€м в зимнем дворце Ѕогдо-хана ”лаанбаатора. ќбнаруженные остатки керамических плиток крыши и украшений, подобны находимым в китайских здани€х и буддийских храмах. –азмещение отдельных павильонов на св€занных насыпных платформах стандартно дл€ китайских проектов дворцовых ансамблей. »тоги раскопок отражены в изданной в √ермании книге Ђ„ингисхан и его наследиеї.

¬ летопис€х –ашид ад-ƒина, однако, говоритс€ о значительно большем дворце, со стороной дворца в один полет стрелы11, а это составл€ет около 400Ц500 метров.  ороткие луки монголов имели дальность стрельбы более 275 м. ќдин полет стрелы в XIII в., согласно переводу текста чингисова камн€ состал€ет: Ђ≈сунхэ выстрелил (из лука) на 335 саженейї (335 саженей составл€ют приблизительно 400 метров). ћировой рекорд стрельбы на дальность из современного лука сегодн€ составл€ет Ц 1854 м. ¬ свете этих цифр трудно поверить, что раскапываемое строение со стороной стены в 40 м €вл€етс€ искомым храмом ”гэдэ€.

Ќесмотр€ на то, что больша€ часть плитки дворца освобождена из-под земли, каких либо следов подземных помещений дл€ обслуживани€ знаменитого серебр€ного дерева под полом не обнаружено. Ќе совпадает с описанием дворца и внутреннее пространство раскопанного здани€. ѕо описанию √ильома де –убрука: Ђƒворец этот напоминает церковь, име€ в середине корабль, а две боковые стороны его отделены двум€ р€дами колонн, внутри стоит серебр€ное дерево, а сам хан сидит на возвышаюшенном месте с северной стороны.   его престолу ведут две лестницы. ѕространство, наход€щеес€ в середине между деревом и лестницами, по которым поднимаютс€ к хану, остаетс€ пустымї12. ¬ раскопанном строении центр помещени€ зан€т гранитными основани€ми под р€ды колонн, которые ровным шагом раздел€ют равномерно все внутренне пространство, и пустого места в центре здани€ практически не остаетс€.

Ќаиболее известные находки немецкой археологической экспедиции (1999Ц2004 гг.) при раскопках в  аракороме: золотой браслет, китайское зеркало, заколка, печать. ‘ото: MICHAEL REYNOLDS/EPA

—реди найденных вещей при раскопках храма: браслет, китайское зеркало Ц толи, золота€ пр€жка, множество китайских монет, самой сенсационной находкой стала печать, найденна€ в марте 2002 г. ’орошо сохранивша€с€ латунна€ печать, содержит уйгурскую надпись, с указанием времени ее отливки: Ђна 2-ом году правлени€ —юньгуанаї, Ц это родовое им€ Ѕилигт-хана, старшего сына “огоонтимура, первого малого хана ћонголии, прав€щего в 1370Ц1378 гг. в  аракоруме. ѕечать была отлита в 1371 г. и принадлежала главе финансового ведомства одного из шести министерств правительства средневековой ћонголии. ѕри раскопках найдено большое количество китайских монет, однако среди них нет золотоордынских, арабских дирхемов и динар, которые по свидетельству –ашид ад-ƒина были в огромных количествах в казнохранилище ”гэдэй-хана.

Ќесмотр€ на найденные находки и убедительные доводы ученых, все равно остаютс€ сомнени€ была ли это столица монгольской империи  аракорум или это небольшой провинциальный город одной из крайних провинций  ита€, в котором находилс€ китайский военный гарнизон дл€ охраны пахотных земель. ћонгольские археологи опубликовали в 2004 г. статью о раскопках в ’архорине, в которой говоритс€, что найдено свыше 400 археологических предметов, много китайских монет эпохи —ун. »з числа найденных предметов преобладают буддийские, что наталкивает на предположение о том, что, возможно, это не храм ”гэдэ€, а буддийский комплекс более позднего времени.

¬ газете Ђћонголи€ сегодн€ї было опубликовано интервью с профессором »нститута археологии јЌ ћонголии ƒ. Ѕа€ром:

 орреспондент: Ђ¬ одном из докладов, касающихс€ раскопок  аракорума, отмечалось, что остатки сооружени€, ранее считавшегос€ дворцом ”гэдей-хана, теперь принимают за буддийский храм. »сход€ из этого, можно ли утверждать, что монголы исповедовали буддизм еще при „ингисхане?ї

ƒ. Ѕа€р: Ђ¬ результате раскопок этого дворца, проведенных —овместной монголо-российской экспедицией в 1948Ц1949 годах, мы пришли к заключению, что это дворец ќгоодей-хана.  роме того, в то врем€ было обнаружено большое количество культовых предметов, которые отнесли к более позднему периоду создани€ храма Ёрдэнэ-ƒзу. ј согласно исследовани€м, проведенных нами, установлена принадлежность этих культовых предметов к ’III веку. Ќо предстоит еще ответить на вопрос: ”гэдэй-хан держал во дворе столько культовых предметов или это действительно буддийский храм? ѕеред этим зданием стоит больша€ каменна€ черепаха. ѕомимо этого, найдены фрагменты обелиска, сто€вшего на спине черепахи и расшифрованы надписи на них, глас€щие: Ђ«десь возведен большой храмовый субурган и водружены многие божестваї. »сход€ из этого, можно заключить, что это храм.  онечно, полную €сность внесут только более детальные исследовани€.

ƒворец сто€л на искусственном холме, сложенном из чередующихс€ слоев песка и глины. Ќо холм был насыпан не на пустом месте. ¬ подстилающих его сло€х найдены остатки буддийской кумирни с цветными фресками, относ€щимис€ по стилю к XII веку или, скорее, к началу XIII векаї.

–аскопки храма ”гэдэ€ в  аракоруме, 2003 г.

ѕо количеству и богатству археологических находок монгольский ’архорин, пока сильно проигрывает раскопкам в золотоордынских городах нижнего ѕоволжь€, украшенных резным камнем городов  рыма и ¬олжской Ѕулгарии, с многочисленными находками там роскошных серебр€ных и золотых по€сных наборов, браслетов и серег. ¬ отличие от раскопок в ’архорине археологические экспедиции в —арае и Ѕулгаре дали богатейший археологический материал и о результатах раскопок опубликованы многочисленные научные статьи и фотоальбомы. ¬еро€тно, будущие публикации о результатах работы германо-монгольской археологической экспедиции в ’архорине, смогут наконец внести определенность в датировку раскапываемых объектов и их предназначение.

ќ  аракоруме в Ђ»стории монголовї ѕлано  арпини пишет следующее: Ђ¬ одной части земли находитс€ несколько небольших лесов... ƒалее даже и сота€ часть вышеназванной земли не плодородна, и она не может даже приносить плода, если не орошаетс€ речными водами. Ќо вод и ручьев там немного, а реки очень редки, откуда там нет селений, а также каких-нибудь городов, за исключением одного, который слывет довольно хорошим и называетс€  аракорон, но мы его не видели, а были почти за полдн€ пути до него, когда находились в —ыр-ќрде, какова€ €вл€етс€ главным двором их императора. » хот€ в других отношени€х земл€ не плодородна, она все же достаточно, хот€ и не особенно, пригодна дл€ разведени€ скотаї13. ‘ранцисканцы, прибывшие на коронацию великого хана, отмечают пышность и роскошь праздничных ритуалов, затмевающих аналогичные западные церемонии.

ѕо свидетельству √ильом де –убрука (1256 г.): Ђ¬ насто€щей земле монголов, где находитс€ двор „ингиса не было ни одного города. ≈динственный город  аракорум имеет два квартала, один сарацин, в котором бывает базар, и многие купцы стекаютс€ туда из-за двора, который посто€нно находитс€ вблизи него, и из-за обили€ послов; другой квартал катайцев, которые все ремесленники. ¬не этих кварталов наход€тс€ большие дворцы, принадлежащие придворным секретар€м. “ам находитс€ двенадцать кумирен различных народов, две мечети, в которых провозглашают закон ћагомета, и одна христианска€ церковь на краю города. √ород окружен глин€ной стеной и имеет 4 воротї14. “ам имеетс€ также много домов, длинных как риги, куда убирают съестные припасы и сокровища.

ћарко ѕоло (1295 г.): Ђ√ород  аракорон в округе три мили, им первым овладели татары, когда вышли из своей страны... в той стране большие равнины и нет там жиль€, ни городов, ни замков, но славные там пастбища, большие реки и воды там вдоволь. ¬округ  аракорума был большой земл€ной вал. ¬озле него находилась больша€ крепость, внутри которой располагалс€ прекрасный дворец хана.  аракорум в округе имел 3 милиї15.

ѕерсидский историк –ащид ад-ƒин пишет: Ђ”гэдэй-каан приказал построить в своем юрте  аракоруме, где он по большей части в благополучии пребывал, дворец с очень высоким основанием и колоннами, как и приличествует высоким помыслам такого государ€.  ажда€ сторона того дворца была длиной в полет стрелы. ѕосередине воздвигли величественный и высокий кушк и украсили то строение наилучшим образом и разрисовали живописью и изображени€ми и назвали его Ђкаршиї (дворец).  аан сделал его своим благословенным престольным местом. ѕоследовал указ, чтобы каждый из его братьев, сыновей и прочих царевичей, состо€щих при нем, построил в окрестност€х дворца по прекрасному дому. ¬се повиновались приказу.  огда те здани€ были окончены и стали прилегать одно к другому, то их оказалось целое множествої16.

ќдной из крупнейшей построек города был большой 5-ти €русный буддийский храм, построенный в 1256 г. по указанию ћунхэ-хана. ¬ысота его достигала 300 чи (1 чи = 0,31 м), ширина 7 жан, или 22 м, на нижнем этаже в четырех стенах находились статуи различных божеств17.

–аскопанный храм ”гэдэ€ в  аракоруме. ¬идны освобожденные от земли гранитные основани€ под дерев€нные колонны храма, 2006 г.

јрхеологи, до сих пор, не могут обнаружить следов этих каменных зданий, которых должно быть Ђцелое множествої, а также кумирен, часовен и монастырей, известных из описаний  аракорума, и теперь за€вл€ют, что, веро€тно, город состо€л из большого количества разборных войлочных юрт. Ќайти фундаменты буддийского храма, других каменных дворцов и 13 каменных храмов, известных по описанию в  аракоруме, не удалось, хот€ слой земли, под которым они должны находитьс€, не столь велик Ц около 1,5 метров. —ожженный и разрушенный  аракорум не оставил после себ€ ничего заметного. ¬ 1999 г. вс€ территори€ предполагаемого города, тщательно, метр за метром была исследована геофизиками при помощи магнитометра Ц прибора, регистрирующего аномалии в естественном магнитном поле земли. Ќикаких сенсаций не случилось.

Ќаселение  аракорума по мнению археологов составл€ло примерно 30 тыс. человек. јрхеологические исследовани€ подтвердили, что на этом месте раньше было поселение с малочисленными каменными строени€ми, но был ли этот город искомым  аракорумом?

—омнени€ в правильности отождествлени€ “о-’о-лин€ на реке ќрхон со столицей ћонгольской империи городом  аракорумом усиливаютс€ после чтени€ летописей –ашид ад-ƒина. ¬о-первых, из текста следует, что столица чингизидов находитс€ у подножи€ чрезвычайно больших и высоких гор (в окрестност€х монгольского ’архорина таких гор нет), во-вторых, в тексте неоднократно указываетс€, что  аракорум находитс€ в ”йгуристане (“урфан, современна€ “уркестан), р€дом с ним имеютс€ города “алас (совр. ƒжамбул) и  ары-—айрам (эти города наход€тс€ в районе р. —ырдарьи). » хот€ в комментари€х неоднократно подчеркиваетс€, что было два  аракорума один в ћонголии, другой в районе —ырдарьи отличить один город от другого в тексте просто невозможно. —ведени€ о двух  аракорумах встречаютс€ и у современных авторов. ‘. ќссендовский, написавший знаменитую книгу о скитани€х в ћонголии, сообщает: Ђ„ингисхан воздвиг два  аракорума Ц один здесь, около “атса-√ола на древнем караванном пути, а другой на ѕамире; там-то осиротевшие воины и похоронили величайшего из земных завоевателей Ц в мавзолее, воздвигнутом п€тью сотн€ми рабов, сразу же по окончании работ принесенных в жертву духу покойногої18.

ѕеревод сборника летописей –ашид ад-ƒина, выполненный коллективом научных работников »нститута востоковедени€ јЌ ———– в 1939 г., до сих пор остаетс€ без историко-географического и терминологического комментариев. „етвертый том с комментари€ми и историческими картами не был издан. »з дес€тка названий рек приводимых в описании местности вблизи  аракорума, отождествлена лишь одна, на основании чего собственно переводчик-востоковед ».Ќ. Ѕерезин и делает вывод, что описываемый город  аракорум находитс€ в ћонголии на реке ќрхон. Ёта река в оригинале текста пишетс€, как ”ргун (”ркун). ¬ывод о местонахождении столицы ћонгольской империи  аракорум в ћонголии, сделан на основании отождествлени€ названи€ только одной реки из 13-ти, упоминаемых в описании –ашид ад-ƒина. ќстальные двенадцать рек так и остались неизвестными, их не удалось отождествить. »нтересно заметить, что такого количества рек просто нет р€дом с монгольским ’олинем.

¬ персидских летопис€х говоритс€, что в  аракоруме живет огромное количество европейцев, в т.ч. золотых дел мастер родом из ѕарижа по имени ¬ильгельм Ѕушье, который сделал дл€ хана большое серебр€ное дерево. ¬ызывает некоторое недоумение и большой перечень ремесленников, насел€вших  аракорум, среди которых присутствуют русские, французы, англичане, уроженцы ¬енгрии, большое количество арм€н и аланов, т.е. народностей насел€вших предгорь€  авказа и из ≈вропы, как будто  аракорум находитс€ не в ћонголии, а р€дом с  аспийским мореи. √ильом де –убрук отмечает, что в  аракоруме Ђбыло большое количество христиан: венгерцев, аланов, русских, георгианов и арм€нї.

ќписываемый быт и жизнь  аракорума в исторических описани€х пестр€т детал€ми совершенно не характерными дл€ ћонголии. Ќапример, вокруг  аракорума произрастает миндалевое дерево, дл€ отоплени€ жилищ используетс€ красна€ ива, на рынке в изобилии продаютс€ гранаты, дыни и грудные €годы (ничего подобного в ћонголии не произрастает).  азнохранилище в  аракоруме состо€ло из золотых и серебр€ных балышей, динаров и дирхемов, жемчуга. ¬ казнохранилище было около двух туманов (тыс€ч) балышей. „асто встречаетс€ описание людей в тюрбанах и уйгурских эмиров, что характерно дл€ —редней јзии, но не дл€ ћонголии. ѕешком и на ослах в  аракорум из ѕерсии приезжают старики за милостью, как будто это р€дом, а не за 5000 км в ћонголии.

ѕерсидский историк –ашид ад-ƒин пишет: Ђ–ассказывают, что в стране ”йгуристан имеютс€ две чрезвычайно больших горы; им€ одной Ц Ѕукрату-Ѕозлук, а другой Ц ”шкун-Ћук-“энгрим; между этими двум€ горами находитс€ гора  аракорум. √ород, который построил ”гэдэй-хан, также называетс€ по имени этой горы. ѕодле тех двух гор есть гора, называема€  ут-таг. ¬ районе этих гор в одной местности существует дес€ть рек, а в другой местности Ц дев€ть рекї19. —торонники монгольского  аракорума, предполагают, что эта гора могла находитьс€ в верховь€х р. ќрхон, где находитс€ горный хребет ’ангай.

Ќазвание  аракорум на санскрите означает Ђ„ерна€ ќсыпьї. (¬озможно, современна€ горна€ цепь  аратау, т€нущейс€ вдоль правого берега р. —ырдарь€). —овременные исследователи соглашаютс€, что  аракорум Ц слово тюркское, а не монгольское. ќстаетс€ непон€тным присвоение монгольскому городу тюркского имени. ѕо версии ¬. Ѕартольда  аракорум Ц тюркска€ форма монгольского названи€ ’ара-’орин, от названи€ реки ’ар-’орин, однако у –ашид ад-ƒина конкретно говоритс€ о названии города по имени горы  арокорум и это указание противоречит версии ¬. Ѕартольда. ≈ще одно оригинальное упоминание этого названи€ можно встретить в булгарских летопис€х, в которых запад называетс€ Ц Ђкараї, восток Ц Ђакї, север Ц Ђкукї, а юг Ц Ђсараї или Ђсарыї. ” Ѕахши »мана говоритс€: Ђ ара- орым, то есть Ђ¬елика€ или ¬ысока€ стенаї. “акже хоны называли и стену, которой чинцы отгородились от них. ј слово Ђ орымї означало, кроме этого, и Ђровї, и Ђвалї, и Ђлагерьї20. ” слова Ђкараї имеетс€ три значени€: первое Ц запад, второе Ц черный, третье Ц большой, крупный, сильный, могучий, великий.  акой версии о происхождении названи€ отдать предпочтение, мнени€ раздел€ютс€, булгарской версии Ђ«ападный лагерьї, Ђ¬еликий лагерьї или по имени одноименной горы.

¬ерси€ –ашид ад-ƒина €вл€етс€ наиболее авторитетной Ц  аракорум назван по имени одноименной горы  аракорон. ќднако подобных гор р€дом с местом раскопок города на монгольском ќрхоне не существует. ≈сли предположить, что все каменные строени€  аракорума были полностью разрушены и вплоть до фундаментов использованы дл€ строительства монастыр€ Ёрдэнэ-ƒзу, поэтому и не осталось никаких следов столицы, то, как объ€снить куда исчезли Ђчрезвычайно высокие горы с вечным снегом на вершинахї одна из которых именовалась  аракорон?

≈сли прин€ть во внимание, в окружение каких географических названий в тексте летописей –ашид ад-ƒина находитс€ гора  аракорон, то искать ее надо не в ћонголии, а в —редней јзии: Ђв пределах областей, которые известны под названи€ми “уркестана и ”йгуристана; по рекам и горам в област€х народа найман, как, например,  ок-»рдыш (совр. —иний »ртыш), »рдыш (совр. „ерный »ртыш), гора  аракорум (?), горы јлта€, река ќрган (?) в области киргизов и кэм-кэмджуитов... ¬ этой местности проживали народы кумук-атыкуз и лунї.

Ќазвание кэм-кэмджуит происходит от названи€ реки  ема или  емджика. ѕод именем  ем известна река ≈нисей, беруща€ начало в —а€нах, но под таким же древним названием известна и река  ама, беруща€ начало в горах ”рала. ¬ арм€нских источниках говоритс€, что  аракорум находитс€ в стране на дальнем северо-востоке на границе √ати€ (—кифии).

—егмент из Ђ ниги глобусовї  оронелли. ¬енеци€, 1693/1701 гг. Ќа этой карте  аракорум размещен западнее јлта€, а не в ћонголии, как это прин€то на современных картах. Ћегенда на карте: Ђ  западу за горами јлкай, наход€тс€ земли мекритского народа, а регион этот именуетс€ Ђ рит ћекрит, или —исианї со столицей  аракоранї

¬ Ђ»стории «авоевател€ ћираї, написанной јта-ћеликом ƒжувейни местожительство  аана описываетс€ такими словами: Ђѕосле того ’атым ¬ека и ѕравитель ћира утвердилс€ на троне царства и, успокоив свои мысли относительно похода в земли  итаев, торжественно направилс€ в великую орду своего отца, собственную резиденцию, котора€ находилась неподалеку от Ёмил€, он отдал своему сыну √аюку, избрав дл€ своего нового местожительства и столицы государства область на берегу реки ќрхон, в горах  аракорум. ¬ том месте прежде не было ни города, ни селени€, кроме остатков крепостной стены, называемых ќрдубалык. ¬о врем€ его восшестви€ возле развалин крепости был найден камень, на котором была надпись, сообщавша€, что основателем этого места был Ѕуку-хан. ћонголы прозвали его ћаубалык21, и  аан приказал построить там город, который был назван ќрдубалык, хот€ он больше известен как  аракорум. “уда были доставлены разные ремесленники из земель  итаев, а также мастера из стран ислама; и они начали вспахивать землю. » по причине великой щедрости и доброты  аана туда устремились люди из многих стран, и через короткое врем€ это стал большой городї22.

¬  аракоруме сходились все нити управлени€ огромной ћонгольской империи.   нему были проложены дороги от главнейших городов сопредельных стран. ќсобенно хорошо было наложено движение на линии  аракорум Ц ѕекин, на которой находилось 37 почтовых станций, расположенных через каждые 25Ц30 км. ¬ летопис€х –ашид ад-ƒин сообщает, что: Ђ»з китайской страны до  аракорума расположили €мы. „ерез каждые п€ть фарсангов23 находилс€ один €м. ¬ышло 37 €мов. Ќа каждом перегоне дл€ охраны тех €мов поставили по одной тыс€чи. ќн установил такой пор€док, чтобы ежедневно в  аракорум прибывали из областей п€тьсот повозок, груженые съестными припасами и напитками...

ќн повелел, чтобы мастера-мусульмане построили кушк в одном дне пути от  аракорума, в том месте, где в древние времена находились сокольничие јфраси€ба и построили замок и назвали его  арчаган. ¬ двух фарсангах от города построили высокий кушк, названный им “ургу-Ѕалык. “ам посадили несколько саженцев ивы и миндал€... ¬ окрестност€х  аракорума есть клад, который зарыл јфраси€бї24.

јфраси€б, легендарный враг иранцев, туранский шах, им€ которого несколько раз упоминаетс€ р€дом с названием города  аракорум проживал достаточно далеко от ћонголии, трудно предположить, что туранский шах имел охотничьи угодь€ на далеком монгольском ќрхоне, на рассто€нии трех-четырех мес€цев пути от своего дома. ≈го им€ выбито на стенах закавказской крепости —абаил (окрестности Ѕаку,  аспийское море), которую не удалось вз€ть штурмом даже воинам „ингисхана. «амок —абаил ушел под воду  аспи€ примерно 800 лет назад и сейчас находитс€ под водой. ѕо прогнозу ученых уже в 2007 г. из-за усыхани€  аспи€ легендарный замок окажетс€ вновь на суше. —ооружение имеет форму сильно выт€нутого пр€моугольника с мощными каменными стенами толщиной около полутора метров, соедин€ющих 15 башен. ћорска€ вода вплотную подходила к основанию крепости, так что могли швартоватьс€ суда. ѕо мнению ученых, веро€тно, эта крепость погрузилась в воду после сильнейшего землетр€сени€ в 1306 г. ”ровень  аспи€ тогда подн€лс€ примерно на 20 метров. Ќа поверхность археологам удалось подн€ть из воды около 700 плит с надпис€ми Ђјфрасиабї, Ђ’удабендеї, Ђяхь€ї, Ђјфридунї. Ќа одной из плит высечена дата Ц 632 год хиджры, соответствующий 1234Ц1235 гг. —толица јфрасиаба Ц –уиндиш, по описанию находилась также вблизи  аспийского мор€. ¬ знаменитом описании царей ‘ирдруоси ЂЎах-Ќамеї об јфрасиабе и его столице есть такие строки:

Ђ¬ охотничьих угодь€х јфрасиаба
ћы над “уранской степью прах взовьем...

—о всей охотой шумной собрались
» вскачь к реке ћедв€ной понеслись.
¬ заветном јфрасиабовом угодье
√ора налево, справа Ц многоводье,
ј за рекою Ц кра€ нет степи
ѕаслись газели и онагры там...

¬озносит Ѕашни –уиндиш25 могучие
¬округ него, шумна и широка
 ак море разливаетс€ река,
јрджаси, когда он замок покидает,
Ќа корабле реку переплываетї26.

«апутанной и не€сной выгл€дит св€зь легендарного јфрисиаба, жившего значительно раньше „ингисхана, со столицей чингизидов Ц  аракорумом.

—кульптурный барельеф, украшавший городское здание в  аракоруме

Ќесоответстви€ в исторических текстах и отдельные факты, так и не получившие достаточного объ€снени€, до сих пор служат основанием дл€ гипотез о возможном местонахождении столицы ћонгольской империи в другом месте. —реди гипотез Ц¬осточный “уркестан, в верховь€х реки —ырдарь€, далее следуют »ртыш и «абайкалье (на реке ”нда, вблизи Ќерчинска, к востоку от усть€ ќнон), и даже, Ц река ¬олга и ƒон.

ѕри ”гэдэе провинци€ Ћин-бэй, находивша€с€ в —еверной ћонголии, имела центр управлени€ в “о-’о-лине ( аракоруме). “ак может быть это и был только китайский провинциальный город “о-’о-линь, а столица монгольской империи  аракорум до сих пор не найдена?

—огласно летописей –ащид-ад-дина останки ”гэдэй-хана наход€тс€ Ђв запретном месте на горе, весьма высокой, на которой лежит вечный снег. — этой горы берут начало реки, которые впадают в реку »рдыш. ќт той горы до »рдыша два дн€ путиї. Ёто также далеко от  аракорума в ћонголии.  ак могила ”гэдэ€ оказалась в верховь€х »ртыша?

»сторические рассказы свидетельствуют о существовании еще нескольких кочевых дворцов-сто€нок „ингисхана, одно из них находилось в урочище ƒэлюн-болдок у реки  ерулен под названием Ђјургын ордонї. ¬ этом месте в 2004 г. €понские археологи обнаружили предположительно первый дворец „ингисхана, раскопки которого продолжаютс€.  аменные дворцы и города начали воздвигатьс€ монголами лишь в XVI в. после падени€ империи ёань. ” реки “ола был построен дворец сыну јбатай хана Ёрхий мэргэну, у реки ’ануй Ц дворец ’архул хана, к 1500 году Ц город ’ух ’ото (ныне столица внутренней ћонголии в  итае), белый дворец ÷огту “айджи в ƒашинчилэн сомоне Ѕулганского аймака.

 роме  аракорума ученым известны еще другие ранние средневековые городища с храмовыми постройками. —реди них Ц город на реке ’ир-’ире в «абайкалье, отнесенного к раннемонгольским городам на основании найденного там Ђ„ингисова камн€ї с пам€тной надписью о награждении „ингисханом своего плем€нника »сункэ.  ондуйский городок, наход€щийс€ в «абайкалье между реками  ондуй и Ѕарун- ондуй Ц притоками реки ”рулюнгуй (примерно в 50 км к северу от ’ирхоринского городища).  ондуйский дворец имел большое сходство с дворцом ”гэдэ€ в  аракоруме. √орода на территории современной “увы: ƒен-терек, на трех древних островах реки Ёлегест, ћогойское, ћежегейское, Ёлегетское городища. «десь обнаружены следы металлургических мастерских, руда дл€ которых добывалась в рудниках “увы. »звестный монгольский историк Ќ€м-ќсорын ÷ултэм в монографии Ђ»скусство ћонголииї пишет: Ђ  сожалению, пам€тников архитектуры и градостроительства XIIIЦXIV веков сохранилось очень мало, больша€ часть была разрушена после падени€ юаньской династии в 1368 году. ќстаетс€ лишь наде€тьс€, что археологи и искусствоведы отыщут их следы и смогут поведать много нового. ≈ще меньше знаем мы об изобразительном искусстве монголов того времениї27.

1¬.¬. –адлов. —борник трудов ќрхонской экспедиции 1892 г.

2 раеведческие записки. 7 выпуск. »ркутск, 2000 г.

3—.¬.  иселев. ƒревние города ћонголии. 1957 г.

4—.¬.  иселев. ƒревнемонгольские города. ћ., 1965 г.

5 нига странствий. —ѕб., 2006 г., стр. 300.

6ј. Ќечволодов. —казание о –усской «емле. ћ., 2006 г., стр. 158.

7√ильом де –убрук. ѕутешествие в восточные страны. ћ., 1997 г., стр. 155.

8–ашид ад-ƒин. —борник летописей. ћ., 2002 г., т. 2, стр. 40.

9Ќ. Ѕичурин. »стори€ первых четырех ханов из дома чингисова. ћ., 2005 г., стр. 177.

10—.  иселев. ƒревнемонгольские города. ћ., 1965 г., стр. 351.

11–€довой монгольский воин имел при себе короткий составной лук, сделанный из пластин дерева гибких пород, прикрепленных к центральному хлысту, и более длинный лук того же типа дл€ стрельбы сто€. ƒальность стрельбы этих луков превышала 250 €рдов (225 м).

12√ильом де –убрук. ѕутешествие в восточные страны. ћ., 1997 г., стр. 155.

13ѕлано  арпини. »стори€ монгалов. ћ., 1997 г., стр. 32.

14√ильом де –убрук. ѕутешествие в ¬осточные страны. ћ., 1997 г., стр. 161.

15ћарко ѕоло. ћ., 1997 г. стр. 232.

16–ашид ад-ƒин. —борник летописей. ћ., 2002 г.  нига 2, стр. 40.

17јрхитектура ћонголии. ”лан-Ѕатор, 1988 г., стр. 4.

18‘. ќссендовский. » звери, и люди, и боги. ћ., 1994 г., стр. 220.

19–ашид ад-ƒин. —борник летописей. ћ., 2002 г.  нига 1, стр. 146.

20Ѕахши »ман. Ћетопись ƒжагфара (1680 г.), 171 глава.

21ћаубалык Ц Ђзлой городї, этим именем монголы называли афганский город Ѕамиан.

22јта-ћелик ƒжувейни. »стори€ «авоевател€ ћира. ћ., 2004 г., стр. 163.

231 фарсанг равен 5 километрам, обычно €мы располагались на рассто€нии дневного перехода, через 25Ц30 км.

24–ашид ад-ƒин. —борник летописей. ћ., 2002 г.  нига 2, стр. 41.

25¬ географическом сочинении ’амдаллаха  азвини (1280Ц1349) ЂЌузхат ал-кулубї (Ђ”слада сердецї) дано подробное описание јзербайджана и упоминаетс€ –уиндиш. ЂЌа вершине горы —абалан находитс€ мощна€ крепость под названием ƒиз-Ѕахман или –уйин-ƒиз. ¬ ЂЎах-намэї ‘ирдоуси говоритс€, что во врем€ борьбы за царство между  ей-’осровом и ‘арибурзом, они решили, что власть будет принадлежать тому, кто покорит эту крепость. ‘арибурз не смог этого сделать, а  ей-’осров покорил ее, и царство утвердилось за ним. “еперь эта крепость в руинахї.

26‘ирдуоси. Ўах-Ќаме. —казание о –устаме. ћ., 1980 г., стр. 119 и стр. 336.

27Ќ€м-ќсорын ÷ултэм. »скусство ћонголии с древнейших времен до начала ’’ века. ћ., 1986 г., стр. 46.


Copyright © 1999 text and foto by Sergey Volkov, design by studio 'leiden', programming by studio 'RAMINA'
’остинг предоставлен «јќ 'ќриент-“елеком'

Rambler's Top100 Ќаш »нтернет-провайдер «јќ 'ќриент-“елеком'