"ТрансБайкалия - зима 2003" на внедорожниках

Форум "Байкальской земли": Доска объявлений: "ТрансБайкалия - зима 2003" на внедорожниках
 SubtopicMsgs  Обновлено
Несколько вопросов 4   02/27 22:47


Верх страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеНиз страницыСсылка на это сообщение  

Аноним

Понедельник, 09 Января, 2006 - 16:25
Найди друзей, любимых, работу сегодня
Все о Байкале

Сайт знакомств и развлечений для жителей Байкальской Сибири. Интересная работа для всех. Заметки из жизни. Форум, игры, заварушки, стихи, рассказы бывалых и многое другое.

http://www.natalmag.webhost.ru/index.php

Верх страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеНиз страницыСсылка на это сообщение  

Юрий

Вторник, 28 Декабря, 2004 - 19:42
Относительно проживания участников пробега.
С 15.02.2005 г. открывается пансионат в пос. Максимиха. Все удобства, возможна установка дополнительных спальных мест, две бани. Общая информация на сайте www.techinvest2000.ru. Текущая информация о состоянии объекта на указанном E-Male.
Юрий Абраменко

Верх страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеНиз страницыСсылка на это сообщение  

Волков

Четверг, 03 Апреля, 2003 - 11:04
/СЕРГЕЙ ВОЛКОВ, вариант текста от 3.04.2003. Дополнение, исправление, обсуждение в конце статьи на Форуме/.

ПЕРВЫЙ «БАЙКАЛ-ТРОФИ» ПО ЛЬДУ БАЙКАЛА

В марте состоялся первый в истории Байкала массовый пробег на автомобилях с туристами по льду Байкала. Никогда раньше по льду Байкала не проводилось подобных автомобильных путешествий. Маршрут пробега «Ледовое Байкал-Трофи- 2003» прошел от Иркутска до Северобайкальска и обратно. Общая протяженность маршрута составила свыше 1500 км, из них по льду Байкала около 1200 км. Приняло участие в пробеге по «Малому кольцу» (4 дня: Иркутск – остров Ольхон – бухта Заворотная – Чивыркуйский залив – курорт Горячинск – Байкальск – Иркутск) – 6 машин. По «Большому кольцу» (7 дней: Иркутск – остров Ольхон – бухта Заворотная – Чивыркуйский залив – Северобайкальск – Нижнеангарск – Давша – бухта Заворотная – остров Ольхон –Иркутск) – 6 машин. Одна из машин участников пробега из-за лобового столкновения со встречной машиной на льду, в районе Чивыркуйского залива сошла с дистанции. Все остальные машины благополучно вернулись домой. Среди участников пробега были самые разные люди: от директоров предприятий до свободных художников, но всех их объединяет страсть к дорожным приключениям. В следующую зиму 2004 г. по подобному маршруту пройдут гонки «Золотое ледовое кольцо Байкала» с участием иностранных экипажей. Редакция «Автомаркета» будет знакомить своих читателей с этим проектом. Ниже краткий отчет о ледовом пути, инициатора и главного организатора пробега по льду Байкала – Сергея Волкова, знакомого читателям по публикациям о гобийских экспедициях и автомобильных путешествиях по Байкальскому региону. Организаторами «Байкал-трофи-2003» являлись также команда Гобийской экспедиции, Байкальская школа ледовых проводников, и редакция еженедельника «Автомаркет».

Каждую зиму мы с друзьями совершаем ледовые путешествия, ежегодно усложняя и разнообразя маршруты по замерзшему льду Иркута, по льду в бухту Песчаная, к ледяным гротам Малого моря, в Чивыркуйский залив. Это увлекательно и интересно. В этом году решили пригласить в подобное путешествие всех желающих, исходя из принципа – больше машин, больше приключений, чтобы был зрелищный «конвой» с зажженными фарами и последующими фотографиями. Количество машин не ограничивали, места на льду хватит на всех, а разместить любое количество желающих на теплых базах Хужира или Северобайкальска сегодня не проблема. Принцип организации, как на «Camel Trophy», каждый сам себя кормит, и сам за себя платит на ночлегах. Мы только обеспечиваем безопасную проводку по льду и заранее договариваемся о протопленных домах на маршруте. Предварительно, для безопасности основного мероприятия, мы совершили ледовую разведку самой сложной части маршрута и пробили маршрут по GPS, так что можно было вести машины хоть в пургу, хоть ночью. Убедились, что в этом году лед толще обычного и надежен и наметили для посещений места с наиболее эффектными ледяными наплесками на скалах, что в последствии особенно оценили фотографы. Безопасность передвижения взялись обеспечивать опытные ледовые проводники в лице Александра и Андрея Бурместера, без участия, которых была бы невозможна проводка каравана. Они выросли на Байкале, интуитивно чувствуют лед и подстерегающие на льду опасности, хорошо знают становые трещины, а самое главное регулярно ездят от Ольхона до Заворотной. Осталось найти желающих и в путь. К нашему удивлению их количество к старту оказалось больше ожидаемого, приехали даже гости из Москвы, Германии, Улан-Удэ, настолько оказался привлекателен заявленный проект ледового путешествия. Всего нас собралось более 30 человек на 14 машинах, из них почти половина профессиональные журналисты, которые никогда раньше по льду не ездили. Никто ранее не пытался проводить такое количество автомашин с туристами по подобному маршруту. Как оказалось после поездки, все участники, увидели и сняли Байкал по-разному, – для одних это стало откровением и открытием, для других томлением и полным непониманием духа Байкала. Особенно «отличились» корреспонденты «Автомаркета», так и не увидевшие в путешествии неповторимости Байкала, как оказалось впоследствии, они даже не знали, куда и зачем едут, и в результате оценили маршрут «как нудный». Одной из основных целей пробега было осуществление кольцевого маршрута по льду северного Байкала, чтобы показать возможность зимнего автотуризма по льду Байкала, и заявить о намеченных на зиму 2004 г. международных ледовых гонках. На чем только уже не путешествовали по льду Байкала и на коньках, и на собачьих упряжках, и на лошадях и на буерах. Есть знаменитые гонки в пустыне Сахара, но никто в мире не проводит автомобильных гонок по льду с перепрыгиванием через трещины и скользящими заносами на зеркальном льду. Местные жители и рыбаки давно и уверенно освоили ледовые просторы для передвижения на автомашинах. Между поселками побережья существуют ледовые дороги, а там где дорог нет, в большинстве случаев можно осторожно проехать, лучше с проводником, огибая торосы и трещины. Впечатления от таких поездок незабываемы: ослепительное солнце, сверкающий прозрачный лед, быстрое перемещение по замерзшему озеру, и уже через несколько часов езды вокруг безмолвие ледяных торосов и заповедные заснеженные вершины на берегу. Летом, чтобы добраться до Байкало-Ленского заповедника на катере, надо непрерывно плыть около двух дней, зимой все это доступно значительно быстрее за пять-семь часов езды от Иркутска. Местные туристические фирмы не предлагают автомобильных ледовых туров, поэтому нет соответственно и туристов зимой. Надо заметить, что, несмотря на появившиеся современные турбазы на берегах Байкала, все они бездействуют в зимний период, и проблема их зимней загрузки остается актуальной. В центральной усадьбе Баргузинского заповедника пос. Давша и на базе в Заворотной наша группа стала единственной за всю долгую сибирскую зиму. На льду Байкала за время разведки и основного путешествия мы не встретили ни одного российского туриста, только двух пеших немцев, ночующих, несмотря на мороз, в палатке, да группу голландцев, планирующих пересечь Байкал с юга на север на коньках, но из-за глубокого снега, вынужденных весь маршрут пройти пешком. Популярность и доступность зимних путешествий по льду Байкала с подледной рыбалкой и посещением горячих источников остаются, к сожалению, по-прежнему в гипотическом и отдаленном будущем.

ХРОНИКА ПУТЕШЕСТВИЯ
Как и было заявлено в пресс-релизах в 11-00 у «Памятника первопроходцам Сибири» на бульваре Гагарина стали один за другим собираться экспедиционные джипы. Особенно эффектно смотрелся пикап «Тойота Хай-лакс» со снегоходом «Бомбардье» желтого цвета в кузове, рядом с которым стоял экипаж в фирменных красных костюмах от «Тойоты». Из общего ряда участников пробега – внедорожников: PRADO, СУДЗУКИ, Исудзу, Ленд Краузер 78 выделялась ХОНДА CRV с верхним накладным закрытым багажником и транспарантом на боку кузова «Кузьмиха-сервис». Если к этому описанию добавить, что на всех участниках поверх одежды были привязаны большие белые нагрудные знаки с символикой пробега «Байкал-Трофи. Призыв к миру», а вокруг них суетилось достаточно много операторов с видеокамерами и фотографов, можно понять, почему все проезжающие мимо в это утро машины притормаживали. К сожалению, из-за рабочего дня не все участники пробега смогли собраться у памятника, тогда бы зрелище было еще торжественней. Часть участников пришли на своих машинах уже ночью непосредственно в пос. Хужир на остров Ольхон, откуда на следующий день планировался общий старт всех участников.

ОЛЬХОН. На озере Байкал 26 островов, из них Ольхон — самый большой. Длина его 71,7 км, наибольшая ширина 15 км, площадь 730 км2. По характеру рельефа остров гористый. Восточный край его практически на всем протяжении обрывается к Байкалу скалистыми утесами высотой до 80 м, а западный полого спускается к мелководным заливам Малого моря. Свое название остров получил от бурятского слова «ой-хон» — «лесочек» или «немного лесистый». В действительности лес встречается лишь в центральной части, северная и южная оконечности острова степные.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Переночевав на частной туристической базе «Остров Ольхон» у гостеприимного Никиты Бенчарова, как обычно по-сибирски щедро потчевавшего нас фирменными рыбными блюдами, блинами и брусничным вареньем, сразу после рассвета все машины колонной выехали на лед к самому святому на Байкале мысу – двухвершинной скале Шаманка, именуемой в настоящее время Бурхан-мыс.

БУРХАН-МЫС или ШАМАН-СКАЛА, одна из девяти святынь Азии (ранее именовалась «камень-храм»), расположенная вблизи пос. Хужир, стала своего рода визитной карточкой озера, одним из самых знаменитых ключевых образов Байкала: без ее изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале.
Двухвершинная скала сложена кристаллическим известняком-мрамором, покрытым яркими лишайниками красного цвета. В ближайшей к берегу скале есть сквозная пещера, особо почитаемая хоринскими и баргузинскими бурятами. Раньше в пещере проходили шаманские обряды, а позже в ней находился «Алтарь Будды». Считается, что в этой пещере ранее обитал дух, хозяин острова и всего Байкала - Хан Хутэ-баабай, царь всех шаманов, защитник и покровитель всей шаманской религии северного толка. Из-за назойливости туристов, посещающих без особого почтения эту пещеру, Дух в настоящее время покинул пещеру и мир людей. У подножия скалы сохранился загадочный наскальный рисунок и надпись на санскрите.

Место старта было выбрано не случайно. Именно здесь у Шаман-скалы местное население проводит шаманские ритуалы. Специально для проведения обряда призывания благожелательности духов нашей экспедиции был приглашен практикующий бурятский шаман пятого посвящения Валентин Хагдаев, имеющий «утха» - шаманский корень происхождения: шесть пальцев от рождения на правой руке, той которой он совершает возлияния, а также диссертацию по теме «Шаманизм и мировые религии» и опыт баллотирования в прошлые выборы на главу Ольхонской Администрации. По всем правилам проведения подобных ритуалов был разожжен костер, и шаман ударами в бубен призвал байкальских духов. Раньше, когда не было огненной воды жертвоприношение духам или окропление производилось молочными продуктами, сейчас чаще для этих целей используют водку, оставляя бутылки в священных местах. Все ледовые дороги буквально усыпаны стеклянным мусором. Вряд ли духи будут благосклонны тем, кто мусорит в их доме! Когда шаман побрызгал во все стороны света и в строго определенной последовательности произнес вслух священные имена, неожиданно со стороны Шаман-скалы к шаману выбежала собака, что по шаманским символам было благоприятным знаком, духи вняли нашим усилиям и жертвоприношениям. Может быть благодаря именно этому уже к обеду погода стала солнечной. Итак, экспедиция стартовала!
Первая остановка колонны – у скал Саган-Хушун, внесенных в список памятников природы Байкала. «Белый мыс» — чрезвычайно живописный скалистый мыс, имеющий также название «Скалы три брата», протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником. Скалы на высоту десятков метров украшены толстым наплесковым льдом и ажурными ветвистыми сосульками. В маленькой каменной бухте между скал, на десятки метров вверх, образовались развесистые ледяные сталактиты, похожие на ветви елок. Рядом грот, длина которого составляет 8 метров, ширина 4 метра и максимальная высота 3 метра. На обратном пути нам удалось попасть в это место на закате, когда солнечные лучи осветили ледяное убранство грота, в итоге получились живые фотографии этого места.
Для киносъемки колонны автомобилей из кузова Хайлакса был спущен на лед снегоход «Бомбардье», который к удовольствию операторов сопровождал колонну до самой северной оконечности острова - мыса Хобой.

МЫС ХОБОЙ (по-бурятски «хобой» — клык, коренной зуб) — самый северный мыс на острове Ольхон. Эффектная столбовидная скала, напоминающая внешне острый клык, со стороны моря с W и E, имеет ярко выраженное сходство с профилем женской головы с бюстом, как на древних греческих галерах. Существует бурятская легенда, согласно которой это — окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный ее мужу. Тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем», превратили ее в скалу.

От мыса Хобой экспедиция повернула к материку и взяла направление на мыс Рытый. Этот отрезок пути оказался первым испытанием на снег. Надо отметить, что проводники старались избегать глубокого снега и возможных мест с многочисленными трещинами. Задача была поставлена, по возможности, избежать скоростных прыжков через не замерзшие трещины, как это было при разведке маршрута. Ведь в колонне были иномарки, класса «паркетники», подвеска которых не рассчитана на подобные нагрузки. Обойти глубокий снег было не везде возможным. В этом году его выпало больше обычной нормы, и чистого льда практически нигде не было. На первом же участке более глубокого снега застревают «Eskudo” и “Suzuki”, вытаскивать которые из снежного плена приходится с помощью «УАЗа». Сразу же после снега первое испытание – трещина около полуметра с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие трещины легко перепрыгивают автомашины на скорости 60-80 км/час. Для смягчения удара кромки трещины оббиваются пешней – специальной кованной острой пикой с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Пешня – незаменимый инструмент проводника, ни одна трещина не пересекается без пешеходного осмотра и проверки ледяной корки трещины пешней на прочность. С ледовой обстановкой везет, нет широких разводьев и свежих трещин, даже те что были на момент разведки, сошлись и крепко смерзлись. Скорость передвижения по снежной целине возрастает до 80 км/час, колонна сильно растягивается, и контролировать ее становится трудней. С водителями договорились, что каждый должен видеть позади идущую машину, если потерялась из виду одна встает вся колонна. Но никто не отстает и к обеду мы останавливаемся у нагромождения торосов выше человеческого роста вблизи берега мыса Рытый. Это также святое и сакральное место для бурят западного побережья.

МЫС РЫТЫЙ относится к сакральным местам Прибайкалья и является одним из главных таких мест на западном побережье. По старинным бурятским преданиям, мыс Рытый является «страшным и священным местом», где живут сердитые боги, сыновья божества Ухэр, посылающие сильные ветры. Бурятская традиция запрещает посещать это ущелье. Рассказывают о странных аномалиях в этом месте, то светящихся объектах, то о внезапном заболевании, после посещения этих мест. Бытуют странные запреты. Женщинам нельзя бывать в ущелье, а если кто-нибудь ненароком из них там побывает, то перестает потом рожать. Мужчины, которые долго жили на Рытом рано умирали. Если же вверх пади забредает скот, никто не решается выгнать его оттуда.

В народе бытует версия, что в ущелье повышенная радиоактивность. Сотрудники Байкало-Ленского заповедника проводили работы по замеру радиоактивного фона в этом месте, но эти результаты не доступны. С собой у нас был дозиметр, элементарное сравнение показаний на льду 0,05-0,09 мR/h и 0,25 мR/h на выносах мыса может свидетельствовать, что дозиметр при путешествии в этом месте не будет лишним.
На льду, напротив мыса Рытый, был устроен большой привал. Из багажников, у кого имелись с собой, были извлечены раскладные столы и стулья, так что вскоре стоянка напоминала табор с закипающими котелками на газовых печках, замерзший газ которых горел очень неохотно, что позволяло фотографам вдоволь наснимать льдины торосов вертикально вмороженные в лед. Уже дома отпечатав фотографии, как напоминание о сакральности мыса Рытый, я обнаружил необъяснимые посторонние изображения на отпечатках. На всех фотографиях главная вершина мыса Рытый была непонятным образом заштрихована отчетливым квадратом, причем на одних фотографиях этот квадрат был центре, на других с краю, но всегда точно над главной вершиной мыса Рытый…
На закате дня, мы въехали на машинах мимо вмерзшего катера, носящего имя хозяина заимки «Александр Бурмейстер» в бухту Заворотную к месту нашей второй ночевки. Здесь нас ждала натопленная баня с ледяной прорубью на заливе, свежемороженая сырая расколотка, и продолжительный разговор о духах Байкала.

ДЕНЬ ВТОРОЙ
БУХТА ЗАВОРОТНАЯ образовалась в результате слияния прибрежного озера с Байкалом из-за подъема уровня воды после строительства Иркутской гидроэлектростанции. Узкая каменистая коса длиной 800 м в виде рога отделяет бухту от Байкала. Для захода судов дно бухты было углублено драгой до 6 м, и сейчас это идеальное укрытие от всех байкальских ветров. Геологический поселок в бухте Заворотная построен в 1962 г. предприятием «Байкалкварцсамоцветы» после открытия первого в мире месторождения микрокварцита — абразивного материала очень высокой прочности для зеркальной шлифовки металла. Позже аналогичные месторождения были открыты в Канаде и Средней Азии. По своим характеристикам микрокварцит эффективней алмазной пасты. В 1970 г. построена дорога к месторождению — 2,8 км (до серпантина), 4 км — до карьера. С 1993 г. добыча микрокварцита не ведется.

Утро началось с проблем запуска японского Biqhorn. Большинство машин, замерзших за ночь, температура опустилась до минус 30 градусов, запускались также не с первой попытки, но Biqhorn, стал несомненным лидером этого утра. Добрых три часа совместными усилиями были перепробованы все возможные способы оживления машины: от тлеющих углей из печи дома в тазике под картер двигателя и «прикуривания» от другой машины, до выкручивания и прожигания всех свечей и применения специального баллончика с эфиром. Неизвестно, что помогло, но часов в одиннадцать машина запустилась, и мы выехали на лед. Забегая, вперед отмечу, что подобная история повторилась в пос. Давша с другой иномаркой – «Forester», которой также пригодились, припасенные специально для таких случаев провода высокого напряжения. Всех лучше запускалась «Тойота-Хай-лакс», оборудованная предпусковым нагревателям. «УАЗы» легко запускались со второй-третьей попытки, если на коллектор выливали термос кипятка.
Второй день выдался на радость всем солнечным: с ярким и чистым голубым небосводом. На общем совете было решено изменить намеченный первоначально маршрут, уйти от глубокого снега у западного берега, и с учетом ухода в этот день машин «Малого круга» в Иркутск пробить дорогу на противоположный восточный берег в Чивыркуйский залив на горячий источник в бухте Змеиная, откуда по суше машины могут вернуться в Иркутск самостоятельно.

БУХТА ЗМЕИНАЯ (8 км от пос. Курбулик) славится своими источниками, которые изливаются в нескольких местах на суше и под водой. Свое название источник получил из-за неядовитых полозов, которые тут иногда появляются. На месте выхода источника (дебит источника стабилен на протяжении многих десятилетий и составляет 0,2 л/с, или около 20 м3/сутки, температура воды от +40 до +45°С) построен деревянный сруб для купания. Рядом с основным каптированным деревянным срубом источника у кромки воды имеются еще 4 грифона среди галечных донных отложений, температура воды в которых колеблется от +28 до +34°С. Вода гидрокарбонатно-сульфатно-натриевая с запахом и привкусом сероводорода, с содержанием от 10 до 23 мг/л. Местное население использует источник для лечения радикулитов и болезней опорно-двигательной системы. Летом на источнике бывает много туристов.

Перегон на восточный берег по чистому снегу вдоль извилистой трещины сохранился на фотографиях в лаконичных композициях белого, черного и синего. Яркое солнце, крупнозернистый, белый снег и солнцезащитные очки. К обеду мы были на источниках. Зимой вокруг источника снега нет, он тает на теплой земле. А на самой кромке пляжа вода не замерзает, даже в лютые морозы. В теплой воде живут удивительные цветные водоросли. Но самое главное в этом месте, конечно возможность среди зимнего окружения принять горячую ванну под открытым небом. Ощущения приятные, располагающие к неге и неспешному отдыху. Но долго, стоять здесь у нас не было возможности к 19-00 нас ждут в Северобайкальске. Попасть, однако, туда к намеченному времени нам было не суждено.
Попрощавшись с экипажами шести машин, как они рассказали позже они заночевали на курорте Горячинск, и вернулись в Иркутск на следующий день, по дороге домой Biqhorn дважды выбросило со скользской дороги в кювет, но все обошлось благополучно. С нами осталось семь машин и у нас не все прошло гладко. Сразу после разделения мы встали на хорошо накатанную дорогу в Северобайкальск, взяли крейсерскую скорость около 70 км/час и, наверное, к вечеру бы без проблем добрались до Северобайкальска, но судьбе было угодно преподнести нам неприятное событие. Колонна двигалась с зажженными фарами и при встречных машинах съезжала вправо, снижая скорость, в снег, руководствуясь, не писаным, правилом на Байкале: «Полноприводные машины уступают колею легковым». Навстречу, как-то чрезмерно лихо неслись «Жигули-Копейка», и когда машины, идущие сзади внезапно остановились, мы не сговариваясь развернулись и поехали назад. Картина была плачевной: вдребезги разбитый передок «Жигулей» и сильно покореженный правый бок «Ниссан-дагуна» со смещенным назад задним мостом, последний по какой-то причине нарушил правило и попытался уйти влево. На сотню километров вокруг ни одной машины, и эти две нашли друг-друга практически в лобовом столкновении. Обе машины самостоятельно передвигаться не могли. Обошлось к счастью без травм, но на первый взгляд отремонтировать машины на льду Байкала без мастерской казалось невозможным. Тем не менее, благодаря навыкам проводника Андрея Бурмейстера, который, героически, лежа на снегу под машиной, сумел сначала разобрать, а затем с помощью монтировок и небольшой кувалды вернуть мост в исходное положение, машина была снова на ходу. Все помогали в ремонте, как могли, но основное сделал Андрей. «Жигули», после освобождения переднего колеса, его заклинило смятым кузовом, отбуксировали на берег. Хозяина «Жигулей» посадили в отремонтированный «Ниссан-дагун» и их обоих отправили в ГАИ в Усть-Баргузин. Позднее, я узнал, что машина своим ходом, с отключенным задним мостом, на переднем мосту дошла до Иркутска.
Уже в сумерках мы продолжили движение в Северобайкальск, можно было проехать ночевать в Давшу, она была ближе, но в этот день нас там не ждали и всего вероятней мы бы приехали в холодный дом, а в Северобайкальске в этот вечер был заказан небольшой банкет. По дороге мы сфотографировали великолепный заход солнца, когда красный диск садился за горы полуострова Святой Нос. Потом пришла темнота, ни звезд, ни луны. Один раз мою машину забросило в колее и выбросило в снег. В темноте, я не сразу понял, что выбило переключатель переднего моста, и поэтому никак не мог выехать из снега. Кончилось тем, что подоспевшая помощь вручную вытолкала машину на дорогу, и только на ней я заметил, что мост не включен. Потом, были натуральные ночные гонки, по краям мелькали сугробы, навязчиво преследовало ощущение, что дорога идет непрерывно под гору и по обочинам чернеет лес. Странно, но подобные ощущения на ровной поверхности льда испытали еще несколько водителей. В 23-30 мы прибыли в Северобайкальск, и не зря, нас ждали накрытые столы и шикарные, после деревянных нар в Заворотной, люксовые коттеджи туристического комплекса «Байкал-сервис» с горячей водой в душевых и телевизорами в холлах. Это одна из лучших турбаз в Северобайкальске.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК основан в 1974 г. Своим возникновением обязан строительству Байкало-Амурской магистрали. Население: 32 тыс. человек. Крупных промышленных предприятий в городе нет, основное предприятие — отделение железной дороги. В городе имеются картинная галерея, музей БАМа, зимний сад, плавательный бассейн, несколько кафе, ресторан, два гостиничных комплекса, один из них находится на берегу Байкала и включает в себя четыре благоустроенных коттеджа на 6 мест каждый. В 25 км от города в пос. Нижнеангарск расположен аэропорт, который имеет прямое воздушное сообщение с Иркутском и Улан-Удэ. В Северобайкальск из Иркутска можно проехать по новой грунтовой дороге через Качуг, время в пути 8-9 часов. В окрестностях Северобайкальска находятся термальные источники: курорт Дзелинда - в долине реки Верхняя Ангара, в 92 км от г. Северобайкальска, источник «Гоуджекит» в 25 км от г. Северобайкальска.

Утро третьего дня было ознаменовано поломками обоих УАЗов, у «УАЗ-3160» прогорела прокладка выпускного коллектора, а у «санитарки» выбило масло из заднего моста. Борьба за живучесть «УАЗов» типичная картина в пути, то сгорает проводка, то разрушается крепление опор двигателя. Ни у одной иномарки, такого, как правило, не происходит. На обратном пути, на моем «УАЗ-3160» в третий раз (!) за время эксплуатации машины вывалился двигатель (полностью оторвался левый кронштейн крепления двигателя). Хорошо, что вовремя насторожились, выкрутившиеся два болта нашли всего в километре от остановки, да и дефект этот уже мне знаком по гобийским экспедициям, когда этот кронштейн рассыпался вообще полностью. В таких случаях приходится вывешивать домкратом двигатель и закручивать новые болты, если сохранилась резьба и не оборваны сами болты. В случае на этот раз все оказалось сложнее, резьба была разбита, а единственный болт, который удалось закрутить, вскоре после ремонта срезало. К тому же по иронии судьбы, когда ушла колонна в Заворотную, никто из оставшихся не посмотрел ей вслед, все были заняты ремонтом. А когда ремонт закончили, не задумываясь, поехали по старому следу к восточному берегу, долго не понимая, почему нет отворота в Заворотную… На приклеенных холодной сваркой шпильках, свободно вставленных в резьбовые отверстия на двигателе я благополучно доехал впоследствии от бухты Заворотной до Иркутска, правда последующий ремонт в иркутской мастерской занял четыре дня и пришлось полностью снимать двигатель и переделывать заводские узлы.
Возвращаюсь к событиям третьего дня, из-за ремонта «УАЗов» и встреч с администрацией Северобайкальска, с представителями туристических фирм, директором Баргузинского заповедника, и получением разрешительных документов на посещение Баргузинского заповедника незаметно прошло более половины дня. Только к вечеру мы вновь выехали на лед и после знакомой ночной дороги поздно ночью прибыли в Давшу. По дороге, перед самой Давшой, при свете фар проводники, надо отдать им должное, сумели своевременно увидеть свежую, опасную трещину поперек накатанной дороги. По правилам безопасности ночная езда по льду Байкала недопустима, но на самом деле обстоятельства часто вынуждают местных жителей передвигаться по льду ночью. Ночью произошла памятная встреча с двумя немецкими туристами, ночующими в освещенной изнутри палатке, которую мы увидели издалека. Особенно, этому был рад немецкий продюсер – свежее интервью с соотечественниками с далекого Байкала!
Некогда зажиточная центральная усадьба Баргузинского заповедника пос. Давша произвела на нас удручающее впечатление. Расселение поселка, проблемы с продуктами у оставшихся жителей, запустение в музее и в единственном гостевом доме, полное разрушение здания на давшинском источнике. А всего лишь десять лет назад все это было в процветающем виде!

БАРГУЗИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК. Учрежден в 1916 г. Баргузинский заповедник стал первым в России охотничьим заповедником. В его задачу входило сохранение и изучение соболя. Сегодня это старейший заповедник России. В 1986 г. получил статус биосферного заповедника ЮНЕСКО. Заповедник расположен на северо-восточном побережье озера Байкал на центральной части западных склонов Баргузинского хребта (наивысшая точка 2472 м). Более половины его территории составляют гольцы — каменистые вершины (1500—2400 м над уровнем моря). Треть занимают горно-таежные леса, растущие на высоте от 600 до 1250 м. Лишь немногим больше 16% территории заповедника приходится на байкальское побережье. Площадь заповедника — 374,4 тыс. га. Поселок Давша построен в 1948 г. До этого центральная усадьба заповедника располагалась в бухте Сосновка. В поселке имеются музей природы и горячий источник. На источнике построен дом с двумя ваннами (вода подается в ванны из источника по шлангу). Дебит выхода — 1,2 л/с, температура воды + 42°С. Вода имеет сульфатно-натриевый состав, с минерализацией 0,4—0,5 г/л.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ И ПЯТЫЙ
Из пос. Давша в 10 часов утра колонна уходит по снежной целине к западному берегу. Неторопливое движение четвертого дня позволяет организовать постановочную съемку для киносъемочных групп из Москвы и программы «Мотор» из Иркутска. По их просьбе мы выписываем колонной протяженные круги по льду Байкала на фоне снежных пиков прибрежных хребтов. Красиво! После ледового «Трофи-рейда» я успел слетать в Москву и частично просмотреть отснятый восьмичасовой материал. Есть просто фантастически красивые кадры, не знаю, как получится у авторов фильма в окончательном варианте, но отдельные фрагменты удались. По дороге мой знакомый оператор в машине непрерывно сокрушался, что хочет увидеть нерпу. И как раз в один из таких моментов, машина проводников остановилось, и по колонне разнеслась весть: «Впереди лежит нерпа». Нерпа — это единственный в мире тюлень, живущий в пресной воде. Распространена нерпа по всему Байкалу, но особенно широко — в его северной и средней частях. Сейчас в Байкале, по оценке специалистов, насчитывается около 80—100 тыс. голов. До сих пор среди ученых нет единой точки зрения, как это животное попало в Байкал. Большинство исследователей придерживается мнения И. Д. Черского о том, что нерпа проникла в Байкал из Ледовитого океана через систему рек Енисей — Ангара в ледниковую эпоху одновременно с байкальским омулем. Детенышей нерпа рождает на льду в снежном логове. Большая часть нерпят рождается в середине марта. Детеныши имеют мех белого цвета, что позволяет им в первые недели жизни оставаться почти не замеченными на снегу. Молодого нерпенка-детеныша буряты называют хубунком. Наша нерпа не стала дожидаться, когда мы приблизимся. Обычно, к ней приближаются с помощью «скрадных» санок с парусом маскировочного цвета, что позволяет близко подойти к нерпе. Нерповщик одевает белый халат с капюшоном и практически сливается с парусом и снегом. Мы были одеты в темную одежду и конечно спугнули нерпу, но встреча с живой нерпой посередине Байкала вполне удовлетворила моего друга-оператора из Москвы.
К часам четырем мы были у побережья Байкало-Ленского заповедника, в этом месте горы подходят к кромке озера ближе, чем во всех других местах побережья, поэтому считаются наиболее живописными на всем озере. Попасть сюда летом проблематично, автомобильных дорог нет, рейсовая «Комета» проходит один раз в неделю вдали от берега, а добираться на арендуемом катере накладно, в сутки аренда «Ярославца» обходится свыше $350.

БАЙКАЛО-ЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАПОВЕДНИК организован в 1986 г., расположен на северо-западном побережье Байкала. Его площадь составляет 659919 га. Это самая большая природоохранная зона на Байкале (14-е место в России). Заповедник включает в себя 110 км береговой линии от р. Хейрем до мыса Елохин, труднопроходимый участок Байкальского хребта и верховья великой сибирской реки Лены с ее притоками. Лена по длине (4400 км) занимает первое место в России и десятое в мире. По мысу Елохин проходит граница Иркутской области с Республикой Бурятия.

Нашей целью был осмотр со льда речки Ледяной (54°30’N, 108°36’E, между мысами Северный Кедровый и Елохин). Речка получила свое название из-за наледей и снега, сохраняющихся в ее долине и по берегам даже летом. Сверкающий чистый лед в устье речки хорошо виден с озера. Толщина льда в устье достигает 4 м., лед уступами «стекает» в сторону озера, образуя непривычный ледовый ландшафт, устоять на котором из-за его крутизны местами просто невозможно.
При свете фар, как и в первый день, мы вновь въехали на базу в Заворотную. Вновь были протопленные домики, русская баня с паром, и неспешный разговор о красотах Байкала, его шаманских духах, и конечно о планах новых экспедиций. Еще через день мы были в Иркутске, а через неделю обменивались отпечатанными фотографиями.

СЛЕДУЮЩАЯ ПОДОБНАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ планируется в праздничные дни июня по маршруту Иркутск – материковое побережье Малого моря – турбаза «Зама» – пос. Онгурены – заимка Кочериково – Иркутск. Приглашаются старые и новые знакомые. Уточненная информация - накануне поездки через газету «Автомаркет» или по электронной почте по адресу: E-mail:volkov@irkutsk.ru


/Фотографии и текст Сергей Волков/

Верх страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеНиз страницыСсылка на это сообщение  

Волков

Суббота, 15 Марта, 2003 - 15:28
Первые Трансбайкальские гонки по льду Байкала завершены. Основной вывод - это интересно повторить в следующем году. Отчет о поездке будет выставлен на сайте позже. Пройдено по льду Байкала 1200 км по маршруту: Малое море - пос. Хужир - Саган-Хушун - Хобой - мыс рытый - Заворотная - Чивыркуйский залив - Змеиный источник-Северобайкальск - Нижнеангарск- давша - Заворотная- мыс. Рытый- Хужир - Еланцы. Повреждено в столкновениях на льду четыре автомашины, две из них значительно в лобовом столкновении. Подробности в газетных публикациях в "Автомаркете".
В мае по подобному сценарию планируется автомобильная акция по сакральным пещерам Тажеранской степи с клубом спелеологов "Арабика", в июне трофи-рейд с командой Гобийской экспедиции до Кочериково. С 8 августа начало 7-ой Гобийской экспедиции. Подробности на сайте в разделе "Гобийская экспедиция".
Мы открыты для партнерства со всеми желающими.

Верх страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеНиз страницыСсылка на это сообщение  

Волков

Четверг, 06 Марта, 2003 - 19:41
Вячеславу, место в машине забронировано. Старт от шпиля в начале Карла Маркса в 10-30 - 11-00.

Верх страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеНиз страницыСсылка на это сообщение  

Вячеслав

Четверг, 06 Марта, 2003 - 00:43
Здравствуйте Сергей Николаевич!
Подтыверждаю свое участие в ледовом ралли. Завтра выезжаю поездом в Иркутск.
Вячеслав , г. Улан-Удэ.

Верх страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеНиз страницыСсылка на это сообщение  

Оргкомитет

Понедельник, 03 Марта, 2003 - 18:51
Сбор автомашин пробега 7 марта в 10 часов 30 минут у "шпиля" в начале ул. К. Маркса.

Верх страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеНиз страницыСсылка на это сообщение  

Дмитрий Кононов

Понедельник, 03 Марта, 2003 - 15:37
Ищу одного или двух попутчиков в свою машину для поездки по малому кругу с 7 по 9 марта.
мой емэил: dima@isem.sei.irk.ru

Верх страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеНиз страницыСсылка на это сообщение  

оРГКОМИТЕТ бАЙКАЛ-ТРОФИ

Пятница, 28 Февраля, 2003 - 20:32
«БАЙКАЛЬСКОЕ ЛЕДОВОЕ РАЛЛИ-ТРОФИ 2003»
ПЕРВЫЙ ТРАНСБАЙКАЛЬСКИЙ ЭКСТРИМ-ПРОБЕГ НА ВНЕДОРОЖНИКАХ ПО ЛЬДУ БАЙКАЛА
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Байкальское «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО», большое путешествие по льду Байкала на внедорожниках проводится впервые. Общая протяженность маршрута составит свыше 1500 км, из них по льду Байкала около 1000 км. Основная цель пробега – популяризация зимних видов отдыха на Байкале и разработка маршрута международных автомобильных гонок по льду Байкала в 2004 г. (Гонки 2004 по «Золотому Байкальскому Кольцу»). По итогам пробега будут опубликованы статьи в СМИ и выйдут в эфир специальные TV программы. Организаторами «Зимнего Байкал-трофи» выступают:
1. Команда Гобийской экспедиции
2. Газета «Автомаркет»
3. Байкальская школа ледовых проводников им. А. Бурмейсера
Проводку автомобильного каравана и безопасность передвижения по льду Байкала обеспечивает Байкальская школа ледовых проводников (см. текст в конце).

ПРОГРАММА
7 марта, пятница
9-00 Встреча участников пробега в аэропорту.
11-00 Официальный старт от «шпиля» на Ангаре, в начале ул. К. Маркса.
Самостоятельное движение до пос. Хужир на Ольхоне (300 км.)
14-00 Обед в «Позной» в пос. Петрово за наличный расчет.
Обряд брызганья «сасали» на священном месте - «барисе» в долине р. Анга и при выезде на лед
Ночевка в пос. Хужир (усадьба Бенчарова 350 руб. с человека). Для желающих баня – 50 руб. с чел.

8 марта, суббота
7-00 Подъем и завтрак в 7-30
8-00 Старт от Шаман-мыса. Шаманский обряд с бубном и костром на льду для призывания духов и для благословения экспедиции. Обряд проводит практикующий ольхонский шаман пятого посвящения Валентин Хагдаев. Протяженность дневного пути от Хужира до Заворотной – 205 км.
9-00 Мыс Саган-Хушун (обледенелые скалы и грот). Подъем на скалы «Три брата».
10-00 Мыс Хобой. Многометровый наплесковый лед. Исследование пещеры и стоянка около 1 часа.
15-00 Мыс Рытый. Преодоление трещин и поиск проезда между ними. Обряд почитания духов местности. Замер радиоактивного фона на выносах мыса. Легенда о самом сакральном месте Байкала.
17-00 Исследование самого глубокого на западном побережье грота-пещеры в древних протерозойская породах. Сбор образцов красной глины для лабораторного анализа. Следы отбора красной охры в пещере. Кто отбирал красную охру - древний человек или нерпа? Для чего нерпе красная охра?
19-00 Бухта Заворотная (ночевка на базе в Заворотной, 200 руб. с человека). Подъем на снегоходе в горы на высоту 1100-1500 м по заброшенной дороге к уникальному месторождению микрокварцита – единственному в мире. Праздничный ужин в честь женской команды от организаторов пробега со свежей расколоткой – сырой замороженной рыбой и ухой по рецепту А. Бурмейстера.
21-00 Русская баня с купанием в проруби иркутских фотомоделей и прочих участников пробега. Памятное фотографирование со вспышкой.

9 марта, воскресенье
7-00 Подъем и завтрак.
9-00 Старт из Заворотной. Четыре машины возвращаются в этот день в Иркутск. Четыре машин идут на север. Дневной пробег от Заворотной до мыса Котельниковский без дорог по льду Байкала – 100 км. Преодоление глубокого снега по бампер машины.
19-00 Мыс Котельниковский. Ночлег в благоустроенных условиях на турбазе, 350 руб. с человека. Купание в горячем источнике на мысе Котельниковский. Температура воды +81 град. С.

10 марта, понедельник
9-00 Старт с Котельниковского. Дневной пробег 260 км. Расстояние по прямой – Котельниковский-Северобайкальск 120 км.
Осмотр одного из самых грандиозных каменных ущелий на Байкале – ущелья Молокон в бинокли со льда.
Осмотр Лударской пещеры и возможно знакомство с остатками каменной стены на вершине мыса Лударь
11-00 Заправка в Северобайкальске.
21-00 Ночевка в Давше или Хакусах. Горячие источники. Баргузинский заповедник. 300 руб. с человека.

11 марта, вторник
9-00 Старт из Давши. Дневной пробег 240 км.
12-00 Горячий источник в бухте Змеиная, Чивыркуйский залив.
16-00 Ушканьи острова.
20-00 Заворотная. Ночевка на базе в Заворотной, 200 руб. с человека.

12 марта, среда
8-00 Старт из Заворотной в Иркутск. Дневной пробег 520 км.

13 марта, четверг
8-00 Вылет в Москву.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Количество резервных канистр на автомобиль – 3 (по 20 л. каждая). Лопата, трос и домкрат в каждой машине, две доски на всю команду и пешня для льда. Обязательно иметь личный спальник, теплую одежду и обувь (возможны низкие температуры до минус 30 градусов). Теплые рукавицы, шапка и запасные носки. Тонкие шерстяные перчатки для работы с фотоаппаратом. Солнцезащитные очки, гигиеническая помада, крем от солнца для лица. Полотенце для бани. Один металлический термос с кипятком на 2 человека. Газовая печка на автомашину. Газовые баллончики должны храниться в тепле. GPS на машину или команду машин. Проверить работоспособность прикуривателя для подключения раций. Компас на каждую машину и бинокль. У каждого фонарик, запасная лампочка и батарейки (в пещерах полная темнота, генераторы на базах работают до 12 часов ночи). Удобен налобный фонарик под плоскую батарейку. У экипажа машины должны быть раскладные стульчики и стол. Пиво и сухофрукты для дневных перекусов каждый покупает по своему вкусу и объ¸му самостоятельно. Полиэтиленовые мешки для мусора в машине. Удобно: установить держатель для стакана на передней панели для водителя. На поясе у каждого должен быть нож и в кармане зажигалка. Туалетная бумага и мыло в каждой машине. Спички, кружка, миска и ложка тоже. Не на всех турбазах питание входит в стоимость ночлега. Продукты для перекусов каждая команда набирает самостоятельно. Рекомендуем взять пачку замороженных пельменей. Оплата проживания – каждым самостоятельно. Взнос на орграсходы, согласно смете для участников пробега на своих машинах по 1000 руб. с чел. на «Малое кольцо», по 2000 руб. с чел. на «Большое кольцо». Коммерческое участие туристов на машинах экспедиции на «Малом кольце» 3000 руб. с человека, на «Большом Кольце» 6000 руб. с человека.

ЗАЯВЛЕННЫЕ УЧАСТНИКИ НА 28 ФЕВРАЛЯ
Проедут по «БОЛЬШОМУ КОЛЬЦУ»: г. Иркутск - пос. Хужир – бухта Заворотная - гор. Северобайкальск - пос. Давша – Чивыркуйский залив - Ушканьи Острова - бухта Заворотная - г. Иркутск.
1. «УАЗ – 3160», /«Гобийская экспедиция»/ Волков С.Н., с ним 3 чел. телевизионная группа из Москвы с немецким журналистом. Итого: 4 чел.
2. «УАЗ – 452», /«Байкальская школа ледовых проводников»/ Бурмейстер А., с ним 3 чел., телевизионная группа ИГТРК, Константин Куликов, программа «Мотор» Итого: 4 чел.
3. Хонда CRV Лобачев Олег («Кузьмиха-сервис»), с ним журналисты газеты «Автомаркет» 2 чел. Итого: 4 чел.
4. ______________ Итого: 3 чел.

Проедут по «МАЛОМУ КОЛЬЦУ»: г. Иркутск - пос. Хужир – бухта Заворотная – Иркутск
5. «Хайлакс» /«Сибирские автомобили», «Гобийская экспедиция»/ А. Панцевич, с ним 1 чел. Итого: 2 чел.
6. «Паджеро» /«Тойота-центр», «Гобийская экспедиция»/ А. Качаев, с ним 2 чел. Итого: 3 чел.
7. Исудзу Бикхорн (японскмй джип) / «Администрация Иркутской области», «Гобийская экспедиция»/, А. Монахов, с ним 1 чел. Итого: 2 чел.
9.______________ /Иркутский клуб «Протектор»/, Д. Кононов, с ним 2 чел. Итого: 3 чел.
10. ______________ /Иркутский клуб «Протектор»/ с ним 3 чел. программа «Мотор» Иркутской ГТРК__________ Итого: 4 чел.

- Участники пробега увидят уникальные природные явления. Побывают в сокровенных шаманских местах и встретятся с шаманом. Посетят два заповедника и два национальных парка. Прослушают курс лекций о Байкале. Получат сведения о навигации и метеорологии. Научаться определять разрывы в Байкальском льду и их преодолевать. Будет еще много всего интересного. Будут съемки фильма и специальные таски для «джиперов».
- Получат диплом участников 1 этапа гонок 2004 «Зимний Байкал-трофи 2003», от школы Байкальских проводников им. А. Бурмейстера.
- Организаторы пробега вручат каждому участнику памятные знаки «Байкал-тур»
Желаем Вам увидеть зимнюю красоту Байкала на уникальном ледовом маршруте «Золотое Байкальское кольцо», которое проводится впервые
ОРГКОМИТЕТ «ЗИМНИЙ БАЙКАЛ-ТРОФИ 2003».

Верх страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеНиз страницыСсылка на это сообщение  

Волков

Среда, 26 Февраля, 2003 - 17:06
27 февраля - 1 марта на стенде 211 "Издательство РИКО" зал 2 в Сибэкспоцентре можно получить исчерпывающую информацию о зимнем пробеге на автомобилях по льду Байкала с 7 по 13 марта, а также о Гобийской экспедиции в августе 2003 г. у Волкова Сергея Николаевича

Верх страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеНиз страницыСсылка на это сообщение  

Волков

Вторник, 25 Февраля, 2003 - 16:09
ЛЕДОВАЯ РАЗВЕДКА ПРОБЕГА «ЗИМНИЙ БАЙКАЛ-ТРОФИ»

Мы уже сообщали в предыдущих номерах о подготовке уникального автомобильного пробега по льду Байкала, организуемого командой «Гобийской экспедиции» и редакцией газеты «Автомаркет» по кольцевому маршруту от острова Ольхон до северной оконечности озера. Уникальность проекта в том, что никогда раньше подобные маршруты не проходились путешественниками на автомобилях. Туристы давно освоили ледовые просторы Байкала для путешествий с юга на север на лыжах, велосипедах, буерах и ездовых собаках. Но на машинах по льду Байкала протяженных путешествий никто не организовывал. Ни одна туристическая или страховая фирма не берет на себя риски по страховке туристов и их машин в подобном путешествии по льду. О возможности путешествий по льду Байкала на автомашинах не знают потенциальные иностранные и российские туристы. Нет предложений подобных туров и в каталогах турфирм. В основном ездят по льду рыбаки, хорошо изучившие местные особенности ледообразования и избегающие опасных мест. Хорошо понимая, подстерегающие нас на льду опасности, мы пригласили для проводки каравана машин настоящих байкальских ледовых проводников из школы А. Бурмейстера, выросших на Байкале и имеющих опыт проводки грузовых автомашин для строителей БАМа. Среди заявленных участников пробега оказалось много новичков – это будет их первый выезд на лед. Поэтому организаторами пробега было принято решение о предварительной разведке всего ледового пути до Нижнеангарска, чтобы по максимуму предусмотреть возможные проблемы путешествия. С этой целью 21-24 февраля состоялась ледовая разведка маршрута, проверялись места ночлега и природные объекты, на которых экспедиция будет задерживаться. Впечатления от увиденного за эти четыре дня – это феноменальный маршрут! Для его описания характерны эпитеты в преувеличенных формах. Сказочная природа, безмятежная синева небосвода, отсутствие туристов, великолепие ледовых наплесков и причудливых сосулек на скалах. В этом году достаточно толстый лед, на севере он достигает метра, и шикарный многометровый наплесковый лед на прибрежных скалах. Всю эту искрящуюся на солнце красоту трудно передать на видео или фотографии, пока лично не заползешь в грот, обвешанный сосульками, и не посмотришь сквозь них на голубое небо, только тогда переживание, как откровение, наполняет душу красотой.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Чтобы за один день дойти до бухты Заворотная, находящейся севернее Байкало-Ленского заповедника, мы выехали из Иркутска в темноте около шести часов утра. На место мы прибыли в 19-00. Значит, и пять машин на маршруте «Малого ледового кольца» смогут за один день вернуться в Иркутск. Это был важный ответ на сомнение участников в возможности обернуться за один световой день на этом маршруте. Дело в том, что по льду нельзя без крайней надобности ездить при свете фар. Официальная 9-км ледовая переправа через Малое море на остров Ольхон, поэтому открыта только в светлое время суток с 8 утра до 19 часов вечера. Ледовая переправа в этом году начинается с залива Куркут (сворот на Мандархан по указателю «Ледовая переправа» с дороги на МРС). Дорога отмечена вешками. С нее не следует сворачивать вправо на зимник «чайников», чтобы выиграть путь на остров. Перед нами на эту «неофициальную» дорогу ушла иномарка, которая опередила нас всего на минут пять, когда мы достигли острова по дороге с вешками. Экономия времени не оправдана, так как эта не отмеченная вешками дорога проходит вблизи, ежегодно образующейся полыньи около мыса Кобылья Голова. Там мелко и местные жители потом охотно помогают за 10.000 – 15.000 руб. поднять машину со дна.
В поселке Хужир многие хозяева усадеб летом принимают туристов. Но зимой, разместить большое количество людей в протопленных домах, без предварительной договоренности, сложно. Для организации первого ночлега более чем 30-ти участников планируемой экспедиции в марте мы встречаемся с Никитой Бенчаровым, известного далеко за пределами Ольхона, благоларя своей круглогодично действующей частной туристической базе. Через него узнаем подробности о движении голландской пешеходной экспедиции по льду Байкала от Листвянки до Северобайкальска. Голландцы не заходят на турбазы и ночуют в специальных палатках на льду, но точные сведения об их перемещении довольно быстро распространяются по берегу. На обратном пути мы встретились с этой командой в самом широком месте Байкала между пос. Онгурены и пос. Усть-Баргузин. Они, как и японские велосипедисты, предпочитают путешествовать без местных гидов-переводчиков. Надо заметить, что преобладающие большинство зимних путешествий по льду Байкала совершается иностранцами, к сожалению российский экстремальный туризм по льду Байкала не получает своего развития. А жаль, как мы убедились на берегу Байкала есть теплые приюты, оборудованные для приема туристов летом, но пустующие зимой.
Съезд на лед из пос. Хужир в этом году сделан севернее мыса Бурхан. Дорога далее на север не отмечена вешками, но до Хобоя заметно накатана и гладкая как шоссе. Можно за 40 минут доехать до северной оконечности острова – ни трещин, ни торосов, ни глубокого снега. До мыса Саган-Хушун по льду от Хужира 35 км, от Саган-Хушуна до мыса Хобой еще 4 км. Из-за полного запрета рыбной ловли на западном побережье Байкала на льду Малого моря нет в этом году обычных в это время рыбацких городков – «камчаток» с палатками и автомобилями. Нет поэтому и большого количества автомобильных следов на льду Байкала. Запрет рыбной ловли никак не связан с количеством рыбных запасов, рыбы не стало меньше. Говорят, из-за нерасторопности чиновников, Иркутская область не оформила в сроки квоты на промысел рыбы, и теперь из-за этого страдают местные рыбаки, для которых рыба единственный способ заработка. Штраф за незаконную рыбалку – 250 руб. за каждый хвост.
Для будущих остановок, с нами будут киносъемочные группы из Москвы и Иркутска, и журналисты с фотоаппаратами, мы выбираем наиболее эффектно обледенелые скалы мысов Саган-Хушун и Хобой. Оба эти мыса выделяются своим своеобразием из прилегающего скального обрамления побережья и особенно ценятся из-за своей красоты художниками и фотографами. Зимние изображения этих мысов встречаются реже, обычно их посещают в летнее время и фотографируют с земли. Зимой представляется редкая возможность, не спеша обойти их по льду, там, где летом плещется вода. В предыдущих статьях, я уже писал о неповторимой красоте этого места. Саган-Хушун — «белый мыс» — чрезвычайно живописный скалистый мыс, протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником, и имеющий поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник проходит недалеко от скал. Скалы на высоту десятков метров украшены толстым наплесковым льдом и ажурными ветвистыми сосульками. В маленькой каменной бухте между скал, на десятки метров вверх, образовались развесистые ледяные сталактиты, похожие на ветви елок. 8-ми метровый грот, как в сказке о Снежной королеве, фантастически украшен прозрачными ледяными образованиями: сосульками, сталагмитами, ледяными кристаллами и узорами. Таких гротов на нашем маршруте будет много, но этот первый произведен наиболее сильное впечатление.
Мыс Хобой (по-бурятски «хобой» — клык, коренной зуб) — самый северный мыс на острове Ольхон, избран сейчас различными духовными школами для места медитаций. На его северной стороне эти «представители» не постеснялись наследить, оставив на самом видном месте рериховский знак – красный круг с тремя точками внутри. Но истинный, сокровенный знак острова совсем не этот. Как символ, шаманских сказаний, на северной грани монолитной скалы, не просматриваемой с суши и обрывающейся в воду, на недоступной для человека высоте, сложены в расщелинах скалы два огромных орлиных гнезда. По бурятским легендам первым, кто получил шаманский дар, был сын грозного «Хозяина» - Духа острова Ольхон, живший в образе Белоголового Орла. Почитание этой птицы, как «духа» острова сохранилось до наших дней.
Подъехать близко к мысу Хобой из-за сложной ледовой обстановки бывает иногда трудно и последние сотни метров надо идти пешком. Со стороны большого Байкала у скал практически ежегодно образуются большие отвесные валы битого льда, на которые даже трудно забраться. Много крупных торосов и свежих трещин. С северной стороны мыса на уровне воды имеются два грота. Один из них уходит под скалу на 21 м и для его посещения нужен фонарик. Как и все гроты Байкала, образованные волноприбойным процессом, он имеет достаточно большое входное отверстие, в котором можно стоять в полный рост, и постепенно сужающийся ход, в конец которого можно попасть только ползком. На всем протяжении грот обильно оброс льдом и сосульками. Особенно эффектен вход, имеющий частокол ледяных столбов разного диаметра.
От мыса Хобой на север Байкала дороги нет. Если будет «арктическая мгла» или снегопад без компаса и GPS можно просто не найти берега. Но нам благоприятствует погода, ярко светит солнце и отчетливо виден противоположный берег, как на востоке, так и на западе. Следующая остановка через 50 км по карте у мыса Рытый, на самом деле происходит только через 150 км из-за поиска проезда через трещины, которые могут тянуться на десятки километров. Начинается сложный участок частых трещин, местами припорошенных свежим снегом. Никаких следов машин. Проводники демонстрируют свое умение находить проходы через не замерзшие трещины. Признаюсь, хотя я и не первый раз на льду временами становится страшно из-за этих маневров. Ни одна трещина, даже самая простая не пересекается с ходу. Перед каждой из них машина останавливается и Александр Бурмейстер лично проверяет состояние льда с помощью кованной пешни, грани которой должны быть неровными, чтобы пешня не «прилипала» ко льду. В отдельных случаях с ее помощью делается проход среди торосов к краю трещины, кусками льда забивается метровая щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200-500 метров, выставляются ворота – ориентир для водителя, где машина будет прыгать через щель, затем стремительный разгон до 70-80 км в час и прыжок через щель. Редко, но несколько раз края щели от мощного удара обсыпались на наших глазах. В общем, зрелище не для слабонервных, но на видео выглядит эффектно. Около одной из таких трещин, мы долго фотографировались и даже пытались раскачаться на отмороженной от краев льдине. Лед недавно разорвало, и трещина была с тонкой корочкой льда. Мы настолько долго топтались вокруг трещины, что через некоторое время я абсолютно забыл о ее близости. Увлекшись фотографированием, я неосмотрительно попятился назад и мгновенно оказался вместе с фотоаппаратом в щели. Вынырнув второй раз, я успел подбросить на лед фотоаппарат и каким-то чудом, как пробка, вылетел обратно на лед. Правда, позже мне объяснили, что в этом мне помогли дополнительно две пары рук. Одно дело писать с чужих слов, совсем другое нырнуть самому. Свидетельствую, главное не паниковать, вспомнить о ноже на ремне (он поможет выбраться на лед), если тепло, выбравшись на лед, надо отжать унты и носки, пока они не замерзли – отжатые носки высыхают от собственного тепла тела. От значительного намокания одежду спас водоотталкивающий горнолыжный комбинезон. Так как в воде я находился недолго, сильно промокли только унты. Комбинезон очень быстро покрылся ледяной коркой и в результате получился красивый кадр, когда я отжимаю одежду. При сильном ветре в такой одежде очень быстро замерзаешь, поэтому важно иметь в кармане зажигалку, которая не намокает, как спички в воде, и поможет развести огонь на берегу.
Из ярких впечатлений, подобного рода, можно вспомнить переезд через широкую щель по доскам и остановку на месте проваливания «УАЗика» в январе. На этом месте видны вмороженные глубоко в лед бутылка подсолнечного масла и вещи, всплывшие из утонувшей машины. Еще в один из вечеров наша машина пробила лед около берега, где выходит в озеро ручей, и провалилась задним мостом, но выскочила из ледовой ловушки самостоятельно. Как только мы выехали на лед на «УАЗике» был включен передний мост. Это, кстати, помогает удерживать машину на скользком льду, когда она подпрыгивает во время движения на плотных снежных наддувах. Несмотря, на подобные приключения по льду возможно БЕЗОПАСНОЕ передвижение на машинах. Понятно, что подобные путешествия сопряжены с большим риском, чем по суши.
Когда рваные трещины и самая главная из них – «становая» остались позади, мы остановились перевести дух и по традиции «брызнуть» в сторону мыса Рытого. Этот мыс особо почитается местным населением и заслуживает отдельного рассказа.
Мыс Рытый относится к сакральным местам Прибайкалья и является одним из главных таких мест на западном побережье. По старинным бурятским преданиям, мыс Рытый является «страшным и священным местом», где живут сердитые боги, сыновья божества Ухэр, посылающие сильные ветры. Особое почитание этого места сохранилась до наших дней, если на Ольхоне, дух пещеры Шаман-скалы, считается, покинул мир людей из-за назойливых посетителей, то ущелье мыса Рытого остается запретной территорией до наших дней и духи обитают там до сих пор. Мы встретились с охотником, который поведал, что ему бурятская традиция запрещает посещать это ущелье, выше скалы с кедром, ни он, ни его родственники никогда там не были. Рассказывают о странных аномалиях в этом месте, то светящихся объектах, то о внезапном заболевании, после посещения этих мест. Бытуют странные запреты. Если в деревни кто-то умер нельзя пересекать Рытый в течение трех дней. Женщинам нельзя бывать в ущелье, а если кто-нибудь ненароком из них там побывает, то перестает потом рожать. Мужчины, которые долго жили на Рытом рано умирали. Если же вверх пади забредает скот, никто не решается выгнать его оттуда.
Это наиболее сухой участок на северо-западном побережье Байкала. Образован наносами р. Рытая. Конус выноса вдается в Байкал на 2,5 км. На поверхности наблюдаются свежие следы селевых выбросов — глыб и валунов. Здесь зарегистрированы неоднократные катастрофические селевые выбросы в Байкал грязекаменных потоков с деревьями и дерном. Долина реки оставляет гнетущее впечатление. Она труднопроходима из-за россыпей крупных камней. Здесь часто в землю бьют молнии, а зимой напротив мыса каждый год возникает становая трещина во льду. Пересохшие рукава речки создают впечатление, что мыс изрыт узкими извилистыми оврагами, направленными в Байкал, отсюда и название мыса — Рытый. Любопытно, однако, что в этом неприветливом месте на склоне горы находится древняя рукотворная стена длиной около 800 метров и высотой около 1 метра, не описанная в путеводителях по Байкалу. От кого или чего эта стена защищала древних жителей остается загадкой. Никаких исследований в этом месте никто не проводил.
На закате дня, мы въехали на машинах мимо вмерзшего катера, носящего имя хозяина заимки «Александр Бурмейстер» в бухту Заворотную к месту нашей второй ночевки. Ограничения газетной статьи не позволяют смачно описать русскую баню с купанием в проруби, свежемороженую сырую расколотку к пиву, и продолжительный разговор о духах Байкала. Все это, я думаю, будет в избытке во время нашей основной экспедиции.
ДЕНЬ ВТОРОЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ
В наши дальнейшие планы судьба внесла корректировки. Оказалось, что севернее проехать практически невозможно. Глубина снега была выше бампера. Проводник Андрей Бурмейстер потратил накануне на 80 км пути до мыса Котельниковского 4 часа и полный бак горючего. Посоветовавшись мы решили, что его прохода будет достаточно, а снег к 8 марта осядет и, возможно, к тому времени накатают дорогу. Этим маршрутом должен пройти трактор. Тогда в марте мы воспользуемся его следом или, если это не произойдет, будем вынуждены пробивать дорогу к восточному берегу, где снег меньше. Кроме этого у нас неожиданно загорелась электрическая проводка на «УАЗике» и машина перестала запускаться. Целый день ушел на замену электропроводки. Хорошо, что Андрей оказался электриком и смог на морозе починить машину. А ведь ночью было – 30 градусов холода.
Из объектов, которые мы планировали включить в программу посещений третьего дня, кроме горячего источника на Котельниковском (температура воды в нем +81 град. С и чтобы купаться в такой воде, ее надо охлаждать холодной байкальской водой) и городища на мысе Лударь, стояла в программе прибрежная пещера на мысе Саган-Морян. Эту пещеру мы и решили предварительно осмотреть. Пещера оказалась не обычным гротом, и то что начиналось узким лазом, не сужалось по мере углубления, как в большинстве волноприбойных гротах побережья, а разветвлялось и проходило через несколько просторных залов, в которых мы вчетвером мы могли стоять в полный рост. Но даже не это было самым загадочным, в свете фонарика отчетливо блестели крупные золотистые частицы в стенах и эти вкрапления, судя по отчетливым глубоким царапинам, кто-то соскребал. Особенностью пещеры была красная глина, которая по условиям формирования волноприбойных гротов просто не могла здесь находиться, красная глина обычна в карстовых полостях. Поэтому теперь в наших планах стоит дополнительное исследование самого глубокого на западном побережье грота-пещеры в древних протерозойская породах. Измерение его размеров, фотографирование пещерных ходов, и следов отбора красной охры в пещере. Кто отбирал красную охру - древний человек или нерпа? Для чего нерпе красная охра? Ответы на эти вопросы предстоим найти экспедиции в марте.
Приключений за эту короткую поездку было так много, что просто невозможно рассказать обо всех. Самое главное, что мы убедились в возможности провода каравана из планируемых 12 машин и размещения всех участников в теплых условиях. Об особенностях поведения машин в зимних условиях на льду Байкала расскажут в мартовских номерах журналисты газеты «Автомаркет», которые специально для этого включены в состав будущей экспедиции. Мы открыты для сотрудничества со всеми желающими и приглашаем открыть для себя зимний Байкал вместе с нами 7-9 марта по «Малому кольцу» или 7-12 марта по «Большому кольцу».

/Фотографии и текст Сергей Волков/

Верх страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеНиз страницыСсылка на это сообщение  

Оргкомитет пробега

Понедельник, 24 Февраля, 2003 - 19:40
Успешно проведена 4-х дневная ледовая разведка маршрута до бухты Заворотная. В этом году фантастические ледовые наплески и толстый лед. Самое-самое уникальное из осмотренного будет включено в программу посещения. Подробности в ближайшие дни на этом сайте и в ближайшем выпуске газеты "Автомаркет".

Верх страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеНиз страницыСсылка на это сообщение  

Волков

Среда, 19 Февраля, 2003 - 14:53
Участникам пробега просьба посетить стенд издательства РИКО на туристической ярмарки в Сибэкспоцентре 27 февраля - 1 марта для получения программы мероприятия и рекомендаций по снаряжению.

Верх страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеНиз страницыСсылка на это сообщение  

Админ

Понедельник, 17 Февраля, 2003 - 16:29
27 февраля - 1 марта состоится туристическая ярмарка в Иркутске в Сибэкспоцентре. На стенде издательства "РИКО" можно будет получить консультацию по готовящемуся пробегу по льду Байкала 7-14 марта 2003 г., а также о Гобийской экспедиции в августе 2003 г. Приглашаются потенциональные участники.

Верх страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеНиз страницыСсылка на это сообщение  

Волков

Понедельник, 17 Февраля, 2003 - 16:26
20- 24 февраля оргкомитет пробега "ТрансБайкалия-2003" проводит разведку маршрута по льду Байкала до мыса Котельниковский. Есть одно место в машине. Основное мероприятие состоится 7-14 марта.

Верх страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеНиз страницыСсылка на это сообщение  

Волков

Суббота, 15 Февраля, 2003 - 14:44
Байкальская Академия

Школа Байкальских ледовых проводников
Основы школы заложил Александр Юрьевич Бурмейстер в 1964 году. Попав в сложную ледовую обстановку, он выжил сам, и вывел здоровыми людей. С 1964 года, он начал систематически изучать ледовую обстановку на озере Байкал, его средней и северной части. Эти наблюдения создали специальную научную и практическую систему возможности провода по замерзшей поверхности озера легкой техники и тяжелых грузовых колонн автомашин. Была создана единая система безопасного проезда, в сложных навигационных условиях Байкала.
Сегодня в связи с развитием инфраструктуры туризма, в том числе и зимнего, а на Байкале полгода зима, становиться вопрос о безопасности путешествий, на различных видах транспортных средств, на всей акватории озера Байкал.
Проблема безопасности становиться самой важной частью туристических маршрутов.

Школа Байкальских проводников предлагает:
1. Практические рекомендации по составлению Вами выбранных маршрутов. Время их проведения и способы передвижения. Согласование на каждом этапе пути с нашей ледовой стационарной базой.
2. Безопасное путешествие. Наши специально подготовленные ледовые капитаны, обеспечат безопасность ваших поездок по льду озера Байкал.
3. Индивидуальные проекты.
4. Обучение.
Работайте безопасно. Работайте с профессионалами!
Президент Байкальской кадемии А.А. Бурмейстер

ГОНКИ 2004 ПО «ЗОЛОТОМУ БАЙКАЛЬСКОМУ КОЛЬЦУ»
Этап I.
«ЗИМНИЙ БАЙКАЛ-ТРОФИ 2003» ПЕРВЫЙ ТРАНСБАЙКАЛЬСКИЙ ЭКСТРИМ- ПРОБЕГ НА ВНЕДОРОЖНИКАХ ПО ЛЬДУ БАЙКАЛА


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Байкальское «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО», большое путешествие по льду Байкала на внедорожниках проводится впервые. Общая протяженность маршрута составит свыше 1500 км, из них по льду Байкала около 1000 км. Основная цель пробега – популяризация зимних видов отдыха на Байкале и разработка маршрута международных автомобильных гонок по льду Байкала в 2004 г. (Гонки 2004 по «Золотому Байкальскому Кольцу») По итогам пробега будут опубликованы статьи в СМИ и выйдут в эфир специальные TV программы. Организаторами «Зимнего Байкал-трофи» выступает команда Гобийской экспедиции, газета «Автомаркет» и Байкальская школа ледовых проводников им. А. Бурмейстера, которая обеспечивает полную безопасность при поездках по льду озера Байкал.

Возьмите с собой в экспедицию:

-обязательно теплую одежду и обувь (возможны низкие температуры, ночью до минус 30, днем до + 5 градусов ), теплые рукавицы, шапка и запасные носки. Рекомендуем хорошую кинокамеру или фотоаппарат. Солнце весь день! Солнцезащитные очки и крем от загара.

Участники:

- Проедут по «ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ», г. Иркутск- п.Хужир- п.Нижнеангарск- п. Давша- Ушканьи Острова- п. Заворотная- г.Иркутск.

- Возведут «Золотой дом» из Байкальских льдин, будут ловить на удочку рыбу, омуля и хариуса. Увидят уникальные природные явления. Побывают в мистических шаманских местах и встретятся с шамоном. Посетят два заповедника и два национальных парка. Прослушают курс лекций о Байкале. Получат сведения о навигации и метеорологии. Научаться определять разрывы в Байкальском льду и их преодолевать. Будет еще много всего интересного.

- Получат диплом участников 1 этапа гонок 2004 "Байкал-трофи 2003", от школы Байкальских проводников им. А. Бурмейстера.

Верх страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеНиз страницыСсылка на это сообщение  

Админ

Четверг, 13 Февраля, 2003 - 15:23
Контакт с оргкомитетом пробега "Зимний Байкал-трофи" E-mail: volkov@irkutsk.ru

Верх страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеНиз страницыСсылка на это сообщение  

Евгений

Среда, 12 Февраля, 2003 - 15:22
Здравствуйте.
Очень хочется попасть на этот пробег.
По зимнему Байкалу еще не путешествовал.
Как попасть? Ичто для этого нужно?
Как с Вами связаться?
Мой телефон д511012 р206707 Евгений

Верх страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеНиз страницыСсылка на это сообщение  

Дмитрий Кононов

Среда, 12 Февраля, 2003 - 13:55
Еще уважаемый Администратор забыл указать, что в этой экспедиции примет участие Иркутский off-road клуб "Протектор" на 2-х или 3-х внедорожниках.
адрес нашего сайта www.off-road.irk.ru

Верх страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеНиз страницыСсылка на это сообщение  

Админ

Вторник, 11 Февраля, 2003 - 13:56
«ЗИМНИЙ БАЙКАЛ-ТРОФИ» ПЕРВЫЙ ТРАНСБАЙКАЛЬСКИЙ ЭКСТРИМ-ПРОБЕГ НА ВНЕДОРОЖНИКАХ БЕЗ ДОРОГ ПО ЛЬДУ БАЙКАЛА

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Большое трансбайкальское путешествие по льду Байкала на внедорожниках проводится впервые. Общая протяженность маршрута составит свыше 1500 км, из них по льду Байкала около 1000 км. Основная цель пробега – популяризация зимних видов отдыха на Байкале и разработка возможного маршрута международных автомобильных гонок по льду Байкала в 2004 г. По итогам пробега будут опубликованы статьи в СМИ и выйдут в эфир специальные TV программы. Организаторами «Зимнего Байкал-трофи» выступает команда Гобийской экспедиции, Байкальская школа ледовых проводников, газета «Автомаркет».

ПРОГРАММА
7 марта, пятница
9-00 Встреча участников пробега в аэропорту.
11-00 Официальный старт от «шпиля» на Ангаре, в начале ул. К. Маркса.
Самостоятельное движение до пос. Хужир на Ольхоне (300 км.)
Ночевка в пос. Хужир (усадьба Бенчарова и Обогоева, 250 руб. с человека).

8 марта, суббота
9-00 Старт от Шаман-мыса. Протяженность дневного пути от Хужира до Заворотной – 175 км.
11-00 Мыс Саган-Хушун (обледенелые скалы и грот).
13-00 Мыс Хобой.
15-00 Мыс Рытый (шаманский обряд).
19-00 бухта Заворотная (ночевка на базе в Заворотной, баня, 200 руб. с человека).

9 марта, воскресенье
9-00 Старт из Заворотной. Три машины возвращаются в этот день в Иркутск. Пять машин идут на север. Дневной пробег от Заворотной до мыса Котельниковский без дорог по льду Байкала – 100 км.
14-00 Подледная рыбалка, подъем сетей.
19-00 Горячие источники на мысе Котельниковский. Ночлег в благоустроенных условиях на турбазе, 350 руб. с человека.

10 марта, понедельник
9-00 Старт с Котельниковского. Дневной пробег 215 км.
11-00 Заправка в Северобайкальске (Котельниковский-Северобайкальск – 80 км).
21-00 Ночевка в Давше. Баргузинский заповедник. 300 руб. с человека.

11 марта, вторник
9-00 Старт из Давши. Дневной пробег 185 км.
12-00 Горячий источник в бухте Змеиная, Чивыркуйский залив.
16-00 Ушканьи острова.
20-00 Заворотная. Ночевка на базе в Заворотной, 200 руб. с человека.

12 марта, среда
8-00 Старт из Заворотной в Иркутск. Дневной пробег 475 км.

13 марта, четверг
8-00 Вылет в Москву.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Количество резервных канистр на автомобиль – 3 (по 20 л. каждая). Лопата, трос и домкрат в каждой машине, две доски на всю команду. Обязательно иметь личный спальник, теплую одежду и обувь (возможны низкие температуры до минус 30 градусов). Теплые рукавицы, шапка и запасные носки. Один металлический термос с кипятком на 2 человека. Газовая печка на автомашину. GPS на машину или команду машин. Проверить работоспособность прикуривателя для подключения раций. Компас на каждую машину и бинокль. У каждого фонарик, запасная лампочка и батарейки. Удобен налобный фонарик под плоскую батарейку. У экипажа машины должны быть раскладные стульчики или шезлонги. Солнцезащитные очки. Пиво и сухофрукты для дневных перекусов каждый покупает по своему вкусу и объ¸му самостоятельно. Полиэтиленовые мешки для мусора в машине. Удобно: установить держатель для стакана на передней панели для водителя. На поясе у каждого должен быть нож и в кармане зажигалка. Туалетная бумага и мыло в каждой машине. Спички и стаканы тоже. Питание на турбазах входит в стоимость ночлега. Остальные продукты для перекусов каждая команда набирает самостоятельно. Оплата проживания – каждым самостоятельно.

Верх страницыПредыдущее сообщениеСледующее сообщениеНиз страницыСсылка на это сообщение  

Админ

Суббота, 08 Февраля, 2003 - 12:54
"ТрансБайкалия-зима 2003" сотоится 7-12 марта по маршруту Иркутск-Ольхон-Северобайкальск в составе 8 машин "Гобийской экспедиции" и "Автомаркета". Есть места в машинах.


Добавить сообщение


Это открытый форум. Если у вас нет своего аккаунта, введите свое имя в поле "Имя пользователя" и не вводите ничего в поле "Пароль". Е-mail вводить не обязательно.
Имя пользователя:  
Пароль:
E-mail:
Отправить от "Анонима"