[win][koi][mac]Байкальская земля




ПУТЕШЕСТВИЯ НА АВТОМОБИЛЕ

Экспедиционный лагерь. Автомобильный тур.
 Одним из наиболее распространенных способов знакомства с краем является автомобильное путешествие. Разветвленная сеть дорог позволяет доехать до большинства интересных географических объектов Прибайкалья. Автомобильная дорога проходит по всему побережью Малого моря, вдоль острова Ольхон. От южной оконечности Байкала (пос. Култук) до Баргузинского залива (восточное побережье Байкала) дорога идет по берегу на протяжении 380 км (за исключением заболоченной дельты р. Селенга). На автомашине можно попасть в Чивыркуйский залив. До озера Хубсугул (Монголия) из Иркутска лучше дорога и ближе, чем от Улан-Батора.
 Хорошая асфальтированная дорога ведет в Тункинский национальный парк, на Окинское плато в Восточном Саяне, на р. Лена. Для желающих испытать себя бездорожьем большой выбор труднопроходимых таежных дорог. Неслучайно сибирские дороги в 1990 г. были выбраны для организации автомобильного пробега по бездорожью "Camel Trophy-Байкал".
Лесовозные дороги ведут вглубь тайги на сотни километров.
 Передвижение на автомашине в ряде случаев оказывается более быстрым и надежным, чем на катере. Так, до Малого моря можно гарантированно доехать на автомашине в любой день за 5-6 час., на катере - за 15-18 час., только при условии хорошей погоды. На автомашине можно успешно путешествовать зимой и в межсезонье, когда водное путешествие по Байкалу сопряжено со штормами или невозможно вообще.
 Самое благоприятное время для организации автомобильных туров - с мая по сентябрь, когда устанавливается теплая летняя погода. В последние годы бурно строятся кемпинги, мотели, небольшие туристические заимки. Теперь есть возможность останавливаться для ночлега в достаточно комфортабельных домах, где вас могут накормить, и даже предложат посетить баню или сауну, но количество таких мест остается ограниченным. Поэтому чаще все необходимое для проживания и приготовления пищи необходимо везти с собой, особенно когда маршрут проходит в стороне от оживленных автомобильных дорог и туристических баз.
 
 РАССТОЯНИЕ ОТ ИРКУТСКА (по автодорогам в км)
-ЛиствянкаАнгарскБайкальскКачугБ.Голоуст-ноеМалое мореБратск
Иркутск6840146256117250660
 
МондыАршанУлан-УдэЧитаУлан-БаторЧивыр-куйТайшет
Иркутск30221046511401050750414
 
 КУДА ПОЕХАТЬ
 Каждое лето многие из нас на время становятся автотуристами. Выбор географии поездок и маршрута дело глубоко индивидуальное. Разветвленная сеть дорог в Иркутской области позволяет ехать практически куда угодно. Кто-то любит проводить отпуск с семьей или друзьями на берегу теплых заливов Байкала, кто-то на воскресные дни уезжает далеко в тайгу для сбора ягод или кедровых шишек. Среди моих знакомых есть настолько заядлые автомобилисты, что путешествуют из Иркутска в европейскую часть России с семьёй на автомобиле и уверяют, что это значительно дешевле, чем путешествовать на самолете. Есть и любители поездок на автомашинах в далекие страны. Рекордную для иркутян поездку из Иркутска в Испанию (Гибралтар) протяженностью в 22.000 км совершили в прошлом году на своем автомобиле страстные поклонники автомобилей фирмы "Toyota" Анатолий и Татьяна Панцевич. Другие мои знакомые с завидным постоянством каждое лето ездят на машинах в Монголию отдыхать и рыбачить на озеро Хубсугул, на котором рыбалка значительно увлекательней, чем на популярном среди рыбаков байкальском Малом море. А я с друзьями уже четвертое лето подряд предпочитаю всем другим местам бездорожье пустыни Гоби (Монголия).
 Конечно, большая часть автомобилистов ограничивает свои поездки чаще только городом и дорогой на дачу, но и они рано или поздно однажды совершают дальние поездки, тем самым невольно приобщая себя к негласному клубу автотуристов. Наиболее массовым и популярным маршрутом круглый год остается поездка в Листвянку. Следующим по популярности маршрутом является путешествие на Малое море и остров Ольхон. Грунтовая автомобильная дорога проходит по всему побережью Малого моря до пос. Онгурен. Через паромную переправу можно попасть на остров Ольхон и совершить поездку до северной оконечности острова, скального мыса Хобой.
 Затем следуют маршруты на юг Байкала: зимой в Байкальск, кататься на лыжах, летом на теплые заливы Чивыркуйского залива и в Тункинскую долину на курорт "Аршан" и на Окинское плато в Восточном Саяне. От южной оконечности Байкала (пос. Култук) до Баргузинского залива (восточное побережье Байкала) дорога идет по берегу на протяжении 380 км (за исключением заболоченной дельты р. Селенга).
 Все эти маршруты, достопримечательности и географические объекты подробно описаны в моей книге "Вокруг Байкала", и чтобы не повторяться, ниже будут приведены только основные сведения, касающиеся этих маршрутов.
 
Типичная таежная дорога
 ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ
 Несмотря на то, что каждый водитель в общем знает сам, что ему надо взять в дорогу не лишнем будет ещё раз прочитать о советах автомобилистов, накопленных за время многочисленных поездок. Если Вы впервые покидаете город на автомобиле и планируете сходить с федеральных трасс, углубляясь вглубь тайги по проселочным дорогам, следует подумать о непредвиденных ситуациях, которые могут оставить Вас один на один с техническими неисправностями автомобиля. От того, что будет у Вас в машине, зависит успех поездки.
 Прежде всего, посоветуйтесь с бывалыми автомобилистами или соседями по гаражному кооперативу, что чаще всего нужно в дороге. Всего вероятнее список рекомендуемых запчастей и полезного снаряжения для дальней дороги будет включать в себя такие позиции, как: запасная канистра с бензином и канистра с моторным маслом, лопата и буксировочный трос, топор и спички, котелок, фонарик, запасная камера и насос, ремень вентилятора, бегунок, крышка тромблера, запасные свечи, катушка зажигания, комплект предохранителей и электрических лампочек для фар, шаровые опоры и запасные амортизаторы и т.д. Этот перечень можно продолжать и дальше. Мой личный универсальный список вещей и предметов, которые были востребованы во время автомобильных путешествий отпечатан на пяти листах. Однажды мне пригодились запасные ключи с брелком сигнализации, один комплект, которых был безвозвратно утерен в песках. В другой раз выручил запас скотча, который был использован для скотчевания вместо разбитого ветрового стекла. Пригодилась и упаковка китайской "холодной сварки", хорошо герметизирующая течи радиатора и агрегатов рулевых приводов и цилиндров. В зимнее время обязательно наличие запасных теплых вещей, унтов, валенков и паяльной лампы, чтобы разогреть застывший картер двигателя в случае необходимости. При этом хорошо иметь с собой большой кусок брезента, чтобы сделать полог, прикрывающий передок машины до самой земли.
На таежных дорогах постоянно встречается грязь
 Основное правило дальних поездок, особенно по бездорожью, - это путешествие на двух и больше машинах, чтобы всегда была возможность в безнадежной ситуации взять неисправную машину на буксир или просто выдернуть застрявшую из грязи.
 Удобно иметь постоянную радиосвязь между машинами. Не так скучно ехать и экономится время на необходимые во время пути переговоры, так как их можно вести не останавливаясь. Скрашивает дорогу музыка хорошей стереосистемы в автомобиле, но при этом важно позаботиться о разнообразном репертуаре от классики до заводной танцевальной музыки. Полезны для бивуаков современная раскладная дорожная мебель, надувные матрацы в палатку, металлическая тренога для костра, переносной генератор переменного тока и налобный фонарик для ночного времени. Для приготовления пищи удобнее использовать портативные примусы, типа "Шмель", или газовые печки. Это быстрее, чем на костре и нет необходимости искать дрова, особенно в дождь, ночью и в степи. Например, на берегу Малого моря, где каждый год бывают тысячи туристов, найти дрова становится все труднее.
 Для эффективной очистки ветрового стекла от следов мошки и насекомых нужно добавить в бачок омывателя с водой немного жидкости для мытья посуды "Fairy". Для мытья рук важно иметь с собой канистру или несколько полиэтиленовых бутылей с водой. Хорошо зарекомендовало себя в пути себя бактерицидное мыло
 В дальних поездках, когда в машине проводится много времени для водителя удобен специальный кронштейн для стакана, устанавливаемый на передней панели вентиляционной решетки вентиляции. При наличии кондиционера - в стакане всегда холодный напиток. Под руками у водителя полезна коробка для сушек, орех и хрустящих хлебцев. В пути приятно что-нибудь жевать, хорошо идут сухари, фрукты, сухая фруктовая смесь, маслины, кедровые орехи. Для мусора между сидений удобно разместить полиэтиленовый мусорный мешок. Рекомендую также для водителя автомобильные перчатки и упаковки влажных салфеток, чтобы в пути освежать руки. Для утоления жажды лучше всего подходит негазированная байкальская вода в 1,5 литровых пластиковых бутылках. Для защиты от кондиционера для пассажира нужен легкий плед или шаль и можно рекомендовать надувную подушку на шею. Обувь, особенно для пассажира, должна быть легкосъемной, чтобы можно было в случае желания забраться с ногами на сиденье. Для водителя летом также надо подобрать удобную одежду, многим нравится ехать в сандалях или тапочках, шортах.
 При ночных перегонах, чтобы не заснуть водителю, важно чтобы бодрствовал также пассажир и развлекал беседой. От сна отвлекают кедровые орехи и разговор, особенно эффективно если разговор заканчивается "ссорой" или каким либо невероятным признанием пассажира, чтобы водитель от удивления надолго раскрыл глаза.
 Не следует оставлять машину без присмотра в глухом месте. Кроме диких зверей к машине в Ваше отсутствие могут выйти также нехорошие люди. Ягодники и грибники, как правило объединяются в большие автомобильные стоянки, где обязательно остается кто-нибудь сторожить. Этот человек, также подает звуковой сигнал, если Вы заблудились и к назначенному времени не вышли к машине. Обычный компас, взятый с собой, поможет ориентироваться на местности.
 
Февральский закат. Холодно и ветрено. Бурхан-мыс
 ОСОБЕННОСТИ ЕЗДЫ ПО ЛЬДУ БАЙКАЛА
 Среди рыбаков, выезжающих на подледную рыбалку, можно услышать самые невероятные рассказы о рискованных приключениях на льду. Сильным ветром отрывает дверки машин и переворачивает машины на льду. Мотоциклы и машины регулярно уходят под лед. Автомашины, перепрыгивая трещины, отрывают себе подвеску или даже срезают задний мост. Чего только не услышишь в рыбацких байках:
 Байкал ежегодно замерзает. С началом холодов при температуре воздуха ниже -20°С в первые 3-4 дня лед нарастает по 4-5 см в сутки. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, поэтому зимой по льду Байкала можно свободно передвигаться на автомобилях и даже совершать посадки вертолета на лёд. Зимой по льду Байкала прокладывают зимники, которые иногда отмечены вмороженными в лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: "Допустимая грузоподъёмность машин 5 т", "Дистанция между машинами 200 м", "Остановка запрещена", "Рекомендуемая скорость 10 км/час".
 Обычно рыбаки, пренебрегая опасностью и запрещающими знаками, едут по льду Байкала во всех мыслимых направлениях. Как правило, это опытные водители, могущие по незначительным оттенкам цвета льда определять его надежность, или просто лихие "новички-чайники", опьяненные возможностью нестись по льду в любом направлении. Неоправданная самоуверенность на льду часто заканчивается трагедией. Только я лично, за свои не частые поездки по льду Байкала, был свидетелем пяти таких случаев. Дважды машины ушли под лед на моих глазах, в обоих случаях водители успели выпрыгнуть из машин. Один мотоцикл, провалившийся в трещину, мы встретили с бедолагой рыбаком. Долго пытались подручными средствами вытащить его на лед, но так и не смогли этого сделать, он сорвался и ушел под воду.
 Как рассказывают, знающие люди, проваливание под лед происходит неожиданно и стремительно. За считанные секунды машина оказывается подо льдом, причем иногда льдины возвращаются в исходное положение, закупоривая проход на поверхность льда. Если удаётся выбраться из воды на лёд, сохраняется опасность просто замерзнуть на морозе и ветру, пока добираешься до спасительного тепла неблизкого жилья.
 Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5-2 м, простирающиеся на десятки километров. Многие из таких трещин не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Появление трещин нередко сопровождается сильным "артиллерийским" треском, часто пугающим людей на льду. Наиболее часто становые трещины встречаются в средней части Байкала между островом Ольхон, Ушканьими островами и полуостровом Святой Нос. Если трещина припорошена снегом и машина двигается на большой скорости, то её обнаруживаешь слишком поздно, чтобы, успеть на скользком льду, остановиться или резко отвернуть.
 Кроме трещин опасность для автомашин представляют пропарины, возникающее в местах выхода подводных термальных ключей и газов. Прикрытые снегом, пропарины обнаружить практически невозможно.
 На толщину льда влияют также подводные течения, которые уменьшают его толщину. Например, в проливе Ольхонские ворота, по этой причине не делают ледовой переправы. Зимой на льду здесь возникает множество трещин и пропарин.
 В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать по льду к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем в открытой акватории озера.
 Прозрачный байкальский лед и сверкающие торосы особенно впечатляют в марте. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Эффектный прозрачный байкальский лед торосов привлекает внимание всех приезжающих, многие отмечают удивительную голубизну на сколах ледяных глыб. Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие глубины озера. Толщина льда неощутима и определяется лишь в местах, испещренных трещинами. Прибрежные скалы зимой часто бывают украшены многометровыми, искрящимися на солнце, ледяными наплесками. Толщина льда на скалах может достигать нескольких десятков сантиметров. При сильном шторме наветренные скалы могут покрываться наплесковым льдом до высоты десятка метров. Эффектные сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах Кобылья Голова, Курминский в Малом море и на скалах северной оконечности острова Ольхон. Возле берега, как правило, в конце зимы, встречаются мощные надвиги льда, достигающие иногда семиметровой высоты. Отдельные прозрачные льдины выдавливаются изо льда и, вмороженные вертикально, образуют труднопроходимые фантастические торосы.
 Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед или в сторону от проверенного зимника. Но лучше без крайней надобности лишний раз не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим местные особенности льда.
 
 ИЗ ИРКУТСКА В ЕВРОПУ
 Из Иркутска до Москвы около 5000 км асфальтированной дороги. При смене водителей можно ехать практически без остановки и если постараться, то можно доехать за 3 дня. Если не спешить хватит 4-6 дней. С собой можно ничего не брать. Просто сесть в машину и поехать. Бензин, авторемонтные мастерские, магазины с запчастями, охраняемые стоянки и кемпинги, бани и душевые, придорожные кафе, позные, блинные есть вдоль всей трассы. Их так много, что можно выбирать, где остановиться на перекус: "У Петра", "На верблюде", "У тещи", "Вдали от жен" или, например, в "Последний шанс поесть вкусно и недорого".
 Атмосфера придорожных кафе непрерывно напоминает о трассе, здесь можно услышать шоферские байки, расспросить о дороге и услышать о том, что будет через 10, 50, 100 км. Останавливаться ночевать лучше несколько в стороне от дороги, чтобы не мешал непрерывный шум трассы.
 Запомнились характерные картинки для каждого региона: продавцы вяленой воблы на Волге, башкирский мед и ижевские пневматические пистолеты вдоль обочин на Урале, люди в камуфляжной форме с автоматами в Казахстане, шестирядный автобан с шикарными автокемпингами в Красноярском крае и, наконец, отвратительная грунтовая дорога в Иркутской области с одиночными продавцами черемши на обочинах.
 Самое тягостное впечатление осталось от Красноярских заводских труб и карьеров Тулунского разреза. Мертвые горы отвалов, серая пыль и засохшие деревья на обочине. Самые красивые места: Байкал и Уральские горы.
 Интересно, что автомобильная трасса, в отличие от Транссибирской железной дороги, большей частью идет по пустынным и незаселенным местам. Так, что удивляешься насколько Россия необжитая и необитаема.
 Ориентироваться легко по дорожным указателям и "Атласу автомобильных дорог России". Наибольшую сложность для водителя представляют большие города, которые невозможно объехать. Особенно тяжело ориентироваться в Красноярске. В него мы попали ночью и из-за отсутствия людей заблудились. Так что пришлось ждать рассвета. Впрочем, все города на маршруте лучше проходить в дневное время.
 Ночью ехать свободнее, нет горожан, спешащих по делам и на дачи. Мало встречных машин и не мешают впереди едущие. Дальнобойщики ведут себя корректно, фарами не слепят. Единственная проблема, если напарник засыпает, то бороться со сном значительно сложнее.
 
 ИЗ ИРКУТСКА В МОНГОЛИЮ
 Ближайший от Иркутска пограничный переход в Монголию находится в пос. Монды (302 км от Иркутска). Контрольно-пропускной пункт расположен в 10 км от пос. Монды на высоте 1700 м в 8 км от горы Мунку-Сардык. КПП работает с 9.00 до 18.00 кроме воскресенья и праздничных дней. Телефон таможни в пос. Монды: 93-130
 До озера Хубсугул можно доехать из Иркутска через пос. Монды за 6-7 час., вместе с переходом через границу. Озеро Хубсугул и Дархатская котловина - одни из наиболее живописных уголков Монголии с непривычным для нас обилием разнообразных птиц и диких животных, с белыми войлочными юртами и большими стадами лохматых яков. Хотя поездки на озеро Хубсугул не являются распространенными, тем не менее в последние годы они становятся все более популярными для иркутян.
 Другой пограничный переход расположен в г. Кяхте (699 км от Иркутска и 234 км от Улан-Удэ).
 Для проезда в Монголию российским гражданам необходима монгольская виза в заграничном паспорте, которую можно получить в Генеральном консульстве Монголии в Иркутске (ул. Лапина, 11. Тел. 34-24-47). Для получения визы необходимы одна фотография и приглашение, выданное компетентным органом Монголии. Стоимость одноразовой визы - $25.
 
 КОРОТКО О ХУБСУГУЛЕ
 Высота над уровнем моря 1645 м
 Высота над уровнем Байкала 1118 м
 Длина 136 км
 Ширина наибольшая 36,5 км
 Длина береговой линии 414 км
 Глубина наибольшая 262 м
 Площадь водной поверхности 2760 км2
 Объем водной массы 383,3 км3
 В озеро впадает 46 рек
 Вытекает р. Эгийн-Гол (левый приток р. Селенга)
 Наибольшая температура на поверхности у берега летом 10-12°С
 
 Хубсугул в геологическом плане водоем байкальского типа - меньший брат Байкала, расположен в Прихубсугульском горном районе. Это самое глубокое озеро Монголии. Природа озера напоминает байкальские берега, только здесь она лучше сохранила свое естественное состояние и значительно реже посещается людьми. Первое, что отмечают все побывавшие на Хубсугуле - удивительно богатый животный мир. Не редкость увидеть здесь оленей, лисиц, глухарей, серые цапли и лебедей. В 1992 г. здесь образован Хубсугульский национальный парк (838070 га) c администрацией в пос. Хатгал Хубсугульского аймака Монголии.
 Плата за сутки пребывания туриста - 1000 тугриков ($1 - 815 тугриков)
 Плата за въезд на автомашине - 3000 тугриков ($4)
 Без разрешения администрации можно устраивать кемпинг не более, чем на 14 дней. Запрещена охота. Запрещается ездить по земле без дороги и отъезжать от дороги более чем на 50 м. Костры разжигать разрешается, но при сильном ветре это крайне опасно, из-за толстого слоя высушенной хвои на земле. На берегу Хубсугула растет преимущественно сухой лиственный лес с высушенной хвойной подстилкой.
 Дорога вдоль восточного берега озера - единственная, большей частью идет вдали от берега и проходима только для автомашин повышенной проходимости (на легковых автомашинах ехать по ней не рекомендуется). По западному берегу тоже есть заброшенная геологическая дорога, но пользуются ей значительно реже.
 Чтобы было представление о дороге, приведу описание только одного эпизода нашего путешествия вдоль озера.
 Вторую половину дня мы ехали по заболоченной дороге в горах среди чахлых лиственных деревьях со средней скоростью 5-10 км/час. Ехать можно было только по глубокой колее с грязью и водой. Все попытки объехать сложные участки в стороне от дороги заканчивались немедленным проваливанием в жидкую трясину, причем лопата в некоторых местах легко проходила сквозь тонкую корку дерна, и погружалась во что-то жидкое и живое. В таких местах нельзя буксовать. При малейшем проваливании под все четыре колеса немедленно подкладывались доски, которые мы везли с собой из Иркутска. Машина вагами подымалась из грязи, а под колеса, насколько входило в грязь, набивались камни, ветки и обрубки корней. Это многократно повторялось, пока в сумерках одна из машин не села полностью на раму. Влажная земля под засевшей машиной заметно колыхалась, ко всему прочему пошел снег. И это в июне: Ночевать в итоге пришлось посреди продуваемого ветром высокогорного болота в кабине автомашин.
 Дорога вдоль озера от пос. Ханх до пос. Хатгал (135 км) требует 1,5-2 дня.. Бензозаправочная станция есть в пос. Хатгал.
 
 ХРОНОЛОГИЯ ПЕРВЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ АВТОПРОБЕГОВ ИЗ ИРКУТСКА В МОНГОЛИЮ
 1988 г. Иркутское объединение Госкоминтуриста СССР организует первый автомобильный тур на автомашинах Газ-66 и Уаз-469 по маршруту: Иркутск - озеро Хубсугул - Улан-Батор - Иркутск.
 1995 г. АО "Иркутск-Байкал" начинает проводить "Байкальские сафари" из Иркутска через Кяхту в Улан-Батор на автомашинах Уаз-469.
 1997 г. 1 автопробег "Toyota-Гоби", организованный газетой "ИнтерБАЙКАЛ", РТА "БАЙКАЛ-ТУР" и "TOYOTA-центром" в Иркутске, на двух автомашинах фирмы "Тoyota" из Иркутска до барханов Хангорын-Элс. Маршрут: Иркутск - Монды - Ханх -озеро Хубсугул - Хатгал - Булган - Улан-Батор - Мандалгоби - Даланзадгад - горы Гурван Сайхан - пески Хангорын-Элс -Хонгор - Богд -Арвайхэр- Хархорин - Улан-Батор - Кяхта - Улан-Удэ - Иркутск.
 1997 г. Через Иркутск и Монголию проходит автопробег на старых автомашинах из Парижа в Пекин.
 1998 г. II автопробег "От Байкала до Гоби". 5000 км по бездорожью. Маршрут: Иркутск - Монды - Ханх -озеро Хубсугул - Хатгал - Мэрэн - Цэцэрлэг - Хархорин - Арвайхэр - Хонгор - пески Хангорын-Элс - Арвайхэр - Улан-Батор - Кяхта -Улан-Удэ - Иркутск.
 1999 г. III Гобийская экспедиция: "По святыням Центральной Азии -тропой Чингисхана". Для пробега по бездорожью Ульяновский автозавод продал оргкомитету пробега два новых российских джипа УАЗ-31601. Маршрут: Иркутск - Улан-Удэ - Кяхта - Улан-Батор - Арвайхэр - Баянтег - озеро Орог-Нур - Баянхонгор -Улан-Удэ - Кяхта - Гусиноозерск - Бабушкин - Иркутск. Экспедиция была прервана из-за переворота нового УАЗ-31601.
 Июнь 2000 г. Стартует IV Гобийская экспедиция "От Байкала до Гоби".
 Контактный телефон для желающих принять участие в IV Гобийской экспедиции в 2000 г. (8-395-2) 24-25-78 E-mail: Volkov@irkutsk.ru
Rambler's Top100

Байкальская земля

Copyright (c) 1999 text and foto by Sergey Volkov, design by studio "leiden"
Хостинг предоставлен ЗАО "Ориент-Телеком"