[win][koi][mac]Байкальская земля




АВТО, ВЕЛО, ВОДНЫЙ ТУРИЗМ И РЫБАЛКА

Монгольские верблюды
 Автомобильные пограничные переходы и расстояние до них из Иркутска:
 Монды (302 км), Кяхта (683 км), Соловьёвск (1600 км, Читинская область)
 Расстояние по автодороге от Иркутска до Улан-Батора 1028 км
 Расстояние от Иркутска до Улан-Удэ 465 км
 Расстояние от Улан-Удэ до Кяхты 218 км
 Расстояние от КПП "Кяхта-Алтанбулаг" до Улан-Батора 345 км
 Стоимость бензина в Улан-Баторе 480 тугриков за 1 литр АИ-93
 Стоимость бензина увеличивается с удалением от Улан-Батора до 600 тугриков за 1 литр АИ-93 (Даланзадгад)
 
 Автомобиль в Монголии основное и часто единственное средство для передвижения туристов по стране. По официальным данным, в стране насчитывается более 130 тысяч автомобилей, грузовиков, мотоциклов. По тем же статистическим данным, каждый 18-й монгол располагает собственным средством передвижения, и по мере роста благосостояния современные марки джипов и легковушек пользуются в этой стране все большим спросом. Автомобильных дорог в Монголии 75 тыс. км по госучету, из них только 5 % с твердым покрытием, а остальные почти сплошь грунтовые.
 В конце 2000 г. индийская компания "Ай-Си-Ти" по договоренности с монгольским правительством подготовила технико-экономическое обоснование проекта "Дорога тысячелетия". По проекту монгольского правительства современная автодорога с асфальтированным покрытием свяжет крайнюю точку западного аймака с городом Чойболсан и пограничными переходами на востоке страны и пройдет через территорию более 10 аймаков, где находятся основные месторождения природных ископаемых, и проживает около 77 % населения. Дорога через всю Монголию с запада на восток должна стать кратчайшим путем, соединяющим Азию с Европой. Протяженность центральной дороги будет 2700 км, из которых 400 км уже построено. По расчетам ее специалистов, для строительства автотрассы через все Монголию с запада на восток потребуется 300-400 миллионов долларов. По завершении строительства интенсивность автотранспортного движения в Монголии возрастет в два раза, объем грузоперевозок увеличится на 30 %, а перевозка пассажиров - на 50 %. Если ежегодно будет прокладываться 200-километровый путь, то на реализацию проекта потребуется больше 10 лет.
 Пока эта дорога не построена, путешествие с запада на восток по монгольским проселкам за рулем своего автомобиля остаются специфическим приключением, к которому лучше основательно подготовиться.
 Путешествовать на рейсовом монгольском транспорте возможно, но крайне утомительно. Из рассказа российского туриста: "Местные автобусы - это обычный УАЗ 469, очень не ухоженный и набитый до отказа пассажирами с багажом. Достаточно сказать, что в небольшой фургон поместилось 16 человек взрослых и один ребёнок. Мне как иностранному туристу было предоставлено отдельное место у двери. Ехали 430 км до города Мурен около 22 часов с ночным сном в каменистой пустыне, тремя поломками и санитарными остановками".
 Аренда автомашин у монгольских туристических фирм обойдется в среднем в $0,4-0,6 за 1 км пробега.
 
 РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ НАСЕЛЕННЫМИ ПУНКТАМИ (км)
Улан-БаторСухэ-БаторДарханАрвай-
хээр
Баян-
хонгор
КобдоДалан-
задгад
ХатгалСайшандЧой-
балсан
Улан-Батор-3112194306301425553772463655
Сухэ-Батор311-92688843-864794774966
Дархан21992-5967511519772702682874
Арвайхээр430688596-2009953777806631085
Баян-
хонгор
630843751200-7595777288631265
Кобдо1425-1519995795-1322-16582008
Далан-
задгад
5538647723775771372-11575161074
Хатгал772794702780728-1157-12351427
Сайшанд46377438266386316585161235-531
Чой-
балсан
65596687410851265208010741427531-
 
 ОСОБЕННОСТИ МОНГОЛЬСКИХ ДОРОГ
 В дальнее путешествие по монгольскому бездорожью, особенно в жаркие и безводные районы южной части Монголии, лучше готовиться основательно, рассчитывая на полную автономию и отсутствие какой-либо возможной помощи со стороны. При поездке по асфальтированным дорогам, например, от Улан-Удэ до Улан-Батора или Арвайхээра, достаточно взять с собой только деньги: бензозаправочные станции, турбазы, гуанзы (позные) и кафе есть вдоль всей трассы.
 Бензин Аи-92 есть на всех центральных автозаправочных станциях, Аи-95 только в Улан-Баторе. Дизельное топливо везде, в удаленных районах только Аи-72. Рекомендуется иметь по 2 резервных канистры на автомобиль для дальних поездок в Гоби. Обязательно поменяйте на границе или в Улан-Баторе доллары на тугрики - сделать это на бензозаправочных станциях невозможно.
 С каждым годом в Монголии становится все больше дорог. Ровная степь и протяженные гравийные гамады, сухие сайры среди отвесных скал и барханы с плотным песком создают идеальные условия для прокладки сложных автомобильных маршрутов среди дикой природы. Для подготовленных внедорожников в Монголии практически нет преград, и эта свобода передвижения привлекает все больше поклонников отдыха на колесах в Монголии. Следы автомобильных колес встречаются в самых невероятных местах, прошлогодний след в засушливых условиях пустыни может сохраниться как вчерашний. Стоит по нему проехать еще одной, двум машинам и в степи возникает новая дорога.
 В большинстве мест голая каменистая степь позволяет с достаточно большой скоростью двигаться в любом направлении без дорог, но всегда разумнее придерживаться автомобильного следа. Дорога всегда оказывается "умнее" и заблаговременно обходит топи, кочки и заведомо непроходимые участки с камнями или густыми зарослями саксаула.
 Дороги в Монголии часто называют направлениями, есть полдюжины накатанных путей в одном направлении, часть из них ведут на водопой, в сомон, или на летнее стойбище, многие из них заканчиваются тупиком или теряются в песках. Указателей на проселочных дорогах нет и уточнить правильное направление чаще бывает не у кого. Поэтому первое, что надо твердо усвоить - для путешествий по Монголии без проводника и за рулем своей машины, нужны подробные карты и система спутниковой навигации (GPS). Топографические карты и дорожные карт-схемы с указанием расстояний между населенными пунктами, отмеченными бензозаправочными станциями и туристическими базами продаются в Улан-Баторе.
 Часто приходится ехать без дорог через обширные такыры - глинистой поверхности, растрескавшейся на солнце. В период дождей такыры покрываются водой и становятся непроходимыми для автомашин. Никакая резина для грязи в этих условиях не помогает. Капитально застряв, остается единственная надежда на солнечную погоду. При ветре и солнце степь быстро подсыхает, и через несколько дней путешествие можно возобновить.
 Большинство монгольских дорог прокладывается с использованием русел сайров. В Заалтайской Гоби серьезным испытанием для машин становятся барханные пески, в которых машины часто увязают в очень мягком грунте на дне сайров. Осенью и зимой пески становятся плотнее и по ним легче передвигаться на автомобилях. Но на песках таится другая опасность - кочки, со спрятанными в них торчащими, как лезвия ножей, засохшими корнями саксаула, легко пробивающими баллоны новых колес.
 Кроме болот, грязи и барханных песков, серьезным препятствием после дождей могут стать многочисленные броды через реки со стремительным течением. Через многие из них нет мостов, а в большую воду после прошедших дождей глубина на переправе может увеличиться до 1,5 метров. Особенно многочисленны броды через реки на дорогах Монгольского Алтая, где горные реки снесли мосты или этих мостов вообще не было. Стремительное течение водных потоков сильно размывает землю. Кромки даже небольшого ручья часто бывают обрывистыми и глубокими, так что колесо проваливается в канаву не доставая дна.
 Самые частые навигационные ошибки возникают при выезде из населенных пунктов: не всегда удается правильно встать на нужную дорогу. Из каждого сомона веером выходит большое количество дорог, часто практически в одном направлении, которые потом постепенно расходятся и теряются в степи. Никаких указателей на выезде из сомонов нет и найти местных жителей часто оказывается сложным. Для уточнения маршрута движения лучше иметь с собой топографические карты монгольского производства с названиями на монгольском языке, которые понятны местным жителям.
 На аймачных грунтовых дорогах очень часто бывает колея и мелкий гофр. Когда колея из-за гофра достигает критического состояния, параллельно старой дороге возникает новая. Иногда в одном направлении идет с десяток одинаково накатанных дорог, чтобы найти наиболее ровную, приходится на скорости съезжать с одной дороги на другую. Без навыка и опыта лучше на таких дорогах не торопиться - очень высока вероятность переворота автомашины.
 Стоит свернуть с асфальта, как клубы пыли становятся постоянным попутчиком. Везде проникающая мелкая пыль сушит носоглотку и приводит в негодность видеокамеры и фотообъективы. Всю фото-, видеоаппаратуру надо обязательно держать в герметичных боксах. Чтобы в носу не сохло от пыли, монголы используют марлевые повязки, европейцы смягчают ноздри носа облепиховым маслом. Пыль - постоянный попутчик на монгольских дорогах. Она въедается в кожу, так что к вечеру цвет лица и одежды приобретает единый неопределенный серый цвет, характерный для всех путешественников по степным дорогам. Мелкий серый налет постоянно покрывает приборную доску и все вещи в кабине автомобиля.
 В жару можно охлаждать бутылки воды, обернув их мокрой тряпкой и закрепив снаружи, чтобы емкость обдувалась ветром, и из тряпки испарялась влага. Через полчаса движения -жидкость в бутылке становится охлажденной, лучше, чем от работающего кондиционера.
 Путешествовать на втомобиле по Монголии можно в любое время года. Единственное, что надо учитывать специфику районов для комфортности путешествия. Так, например, на самом юге Монголии в Заалтайской Гоби в июле бывает нестерпимо жарко, а в начале августа часто идут затяжные дожди в центральных районах Монголии и дороги в степи становятся труднопроходимыми. Самым подходящим временем для путешествий по пескам южной Гоби - конец августа и начало сентября. В это время в степи начинается повторное цветение, такое же обильное как весной, ветров, как правило, не бывает, неделями стоит устойчивая солнечная погода с чистым синим небосводом без единого облака, ночи остаются теплыми, а днем уже не бывает так жарко, как в середине лета.
 Местное население везде доброжелательно и гостеприимно и всегда охотно показывает нужную дорогу.
 
 ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТУРИЗМ
 Велотуристические маршруты по Монголии имеют большую перспективу, но пока не получили массового развития. Наиболее популярен среди спортсменов-велосипедистов
 маршрут по Монголии в широтном направлении, с заездом в страну с запада через КПП Ташанта на Алтае. Протяженность маршрута от Ташанты через Улгий, Ховд, Гоби-Алтай, Баянхонгор, Арвайхээр, Улан-Батор, Чойбалсан, КПП Соловьёвск - 4273 км. Продолжительность велосипедного путешествия по этому маршруту превышает 30 дней. Говорят, что въезд в Монголию с запада благоприятен велосипедистам из-за преобладания в летний период попутных ветров в восточном направлении.
 Привлекательными для велосипедного туризма являются Монгольский Алтай, Прихубсугулье, Котловина Больших озер, центральные и северные районы Монголии, где грунт дорог твердый. Велосипедные маршруты по южным районам Монголии из-за сыпучих песчаных дорог, жары и проблем с водой оказываются для велосипедистов непроходимыми, хотя попытки прохождения южных маршрутов в 2001-2002 гг. делали велосипедисты из Санкт-Петербурга и Москвы, но были вынуждены оба раза сойти с маршрутов. Большие участки необжитой территории не способствуют путешествиям по жаркой пустыне.
 Велосипедные маршруты по Монголии монгольские туристические фирмы не предлагают и прокат велосипедов на монгольских туристических базах пока редкость. Велосипедные путешествия организуют самостоятельно. Из-за сложности заброски вместе с велосипедами предпочтительней планировать кольцевой маршрут.
 В 1992 году команда монгольских велосипедистов "Пять пальцев", возглавляемая Ж. Ганболдыном, проехала из Улан-Батора через Москву в Европу. В 2000 г. пробег на велосипедах по центральной части Монголии от озера Орог-Нур к горам Гурван-Сайхан организовали велосипедисты из Санкт-Петербурга. В 2003 г. с запада на восток, от Монгольского Алтая до Улан-Батора прошли на горных велосипедах немецкие спортсмены. По их мнению, велосипедные экспедиции в Монголии осложняются жарой, сильным ветром, отсутствием воды на маршруте и участками рыхлого песка, сильно осложняющим движение на отдельных участках. С другой стороны, где грунт крепкий, путешествие на велосипеде дает несравненно более сильные впечатления, чем на машине и позволяет побывать в местах, недоступных для посещения на автомашинах.
 Среди проблем, которые отмечают велосипедисты на маршрутах в Монголии это, прежде всего, сложность ориентирования даже при наличии современных средств навигации GPS. Можно за сутки не встретить ни одного человека, поэтому дорогу уточнить не у кого. Почвы на большинстве дорог в Монголии каменисты, в горах дорога из крупного щебня и мелкого булыжника, а в пустыне из крупного песка и мелкого гравия. По степи также можно ездить, не придерживаясь какой-то колеи, а просто по азимуту. На горном велосипеде скорость передвижения в этом случае практически не падает.
 Из-за изрядных нагрузок на песчаных и гравийных грунтах может не выдержать конструкция велосипеда, например, могут срываться храповики пониженной передачи в фирменной планетарной втулке или сломаться вал каретки из специальных сталей. Велосипеды в Монголии распространены мало, и достать необходимые запчасти на маршруте движения крайне проблематично.
 По сравнению с остальной частью страны на западе Монголии есть довольно много рек и озёр. Тем не менее, не везде удаётся встать на ночлег рядом с водой, особенно к северу от Ульгия. Велосипедистам необходимо везли с собой достаточный запас воды в пластиковых бутылках. Из открытых водоемов пить воду не следует.
 При составлении графика движения следует учесть, что подъемы на перевалы по грунтовым колеям с камнями и песком занимают довольно много времени. Поэтому вряд ли стоит планировать прохождение более 70-80 км в день.
 Не стоит подъезжать вплотную к юртам, до тех пор, пока не появятся хозяева собак. Монгольские собаки приучены охранять территорию вблизи юрт, и могут наброситься на приближающегося велосипедиста, если тот попытается вплотную подъехать к юрте. Наиболее свирепые из них могут даже вцепиться в багажную сумку на велосипеде. В степи водятся также и дикие звери - волки и рыси.
 Велосипедистам рекомендуется обязательно иметь при себе ветрозащитные очки. О скоростной езде не может быть и речи, шины можно взять массивней, с ободом не менее 37,5 мм. Большую часть дороги используется силовая передача - ведомая звездочка предпочтительней покрупнее, 24-зубовая. Рекомендуется использовать только втулки с центральной масленкой и плотной крышкой от проникновения пыли.
 
 ПУТЕШЕСТВИЯ НА КОНЯХ И ВЕРБЛЮДАХ
 Туры на конях и верблюдах организуют многие монгольские туристические фирмы. Пройти с караваном верблюдов по барханным пескам настоящая экзотика для европейских туристов. На большинстве турбаз можно договориться об аренде лошадей или верблюдов у местных жителей для кратковременных прогулок. Регулярные маршруты на конях организует туристическая фирма "Алтай-Гоби". Маршрут начинается от гор Хан, от турбазы "Алтай-Гоби" и заканчивается в монастыре Эрдэнэ-Дзу, на месте древней столицы монголов в Хархорине.
 Увлекательный переход на конях можно осуществить от озера Хубсугул в Дархадскую котловину через ущелье Жиглиг. Конные туры по побережью озера Хубсугул проводит монгольска туристическая фирма Ар Монгол Тревел с туристической базы в пос. Ханхе "Номады 21-го".
 АР МОНГОЛ ТРЕВЕЛ. Ar Mongol Travel. 301, Peace Bridge hotel, Chinggis Khan avenue, Khan-Uul district. Ulaanbaatar Tel.: 976-11-344789, 976-95252486. E-mail: ar_mongol_travel@maqicnet.mn.
 Пользуются популярностью путешествия с караваном верблюдов вокруг песков Хонгорын-Элс, организуемых с турбаз "Жуалчин-Гоби".
 JUULCHIN-COBI. Ulaanbaatar, Baga-Toiruu 10B. Tel.: 976-11-312769. E-mail: jgobi@maqicnet.mn.
 В Монголии насчитывается 285,2 тыс. верблюдов и 2191,8 тыс. лошадей, т.е. на каждого жителя Монголии в среднем приходится по одному животному. Традиционно это самые распространенные животные для вьючных караванов. У кочевников Монголии расстояние измерялось в следующих мерах: одна кочевка (нэг нуудэл) - приблизительно 10 км, уртон - расстояние между двумя почтовыми станциями, приблизительно 30 км, день пути - равнялся двум уртонам, т.е. приблизительно 60 км.
 Знаменитая центральноазиатская экспедиция Н. Рериха продолжалась пять лет и прошла около 25 тыс. км в основном на вьючных лошадях, в т.ч. по всей Монголии и Средней Азии, средняя скорость движения составляла 25-35 км в день в степи и 13-18 км в день в горах.
 Почувствовать дух пустыни и соприкоснуться с укладом экспедиционной жизни на маршрутах по следам великих путешественников прошлого позволяют предлагаемые монгольскими фирмами туры на верблюдах и лошадях. Ежегодно возрастает количество европейских туристов на этих колоритных и незабываемых маршрутах.
 
 СПЛАВЫ ПО РЕКАМ
 Почти в центре Монголии расположен так называемый мировой водораздел. На север от него реки стекают по направлению к бассейну Северного Ледовитого океана, на восток - к Тихому океану и на юг - к бессточному бассейну Центральной Азии.
 Особенностью монгольских рек является малый паводок весной и сильно прерывчатый паводок летом. На горных реках эти паводки приводят иногда к большим наводнениям. Почти все реки Монголии - горные, с переменной скоростью течения. Спортивный рафтинг организуется на горных реках в северной части Монголии и в Монгольском Алтае. Широкого распространения этот вид спорта в Монголии не приобрел, и для приезжих спортсменов остаются реки, по которым можно совершить первопрохождение. Наиболее популярным водным маршрутом является сплав по реке Кобдо.
 Mongol Altai Club. Тел.: 976-11-455246. P.O. Box 49-23. Ulaanbaatar. Организация сплавов по рекам.
 Река Кобдо. Река на западе Монголии длиной 516 км. Площадь бассейна около 50 тыс. км2. Протекает по Монгольскому Алтаю и по Котловине Больших озер. Впадает в оз. Хара-Ус-Нур, образуя дельту. Средний расход воды около 100 м3/с. Сплав на рафте по красивой реке Кобдо безопасен. Рыбалка здесь даже для человека, держащего первый раз в жизни удочку, будет успешной!
 Река Эгийн-Гол. Река на севере Монголии длиной 580 км. Средний расход воды в 40 км от устья около 100 м3/с. Впадающие в озеро Хубсугул небольшие речки, маловодны и не представляют интереса для водных туристов. Река Эгийн-Гол вытекает из оз. Хубсугул мощным многоводным потоком, но через некоторое время дробится на множество русел, сильно заросших ивняком. В 1997 г. на первых километрах реки Эгийн-Гол, вытекающей из озера, были организованы соревнования на каяках среди участников международного пробега Camel-трофи "Монголия-97". Медленное течение и малые глубины в среднем течении Эгийн-Гола, местами глубиной по колено, утомляют сплавщиков своим однообразием. На байдарках можно пройти на всем протяжении реки, но на моторных лодках в ряде мест проплыть из-за мелководья просто невозможно. В апреле 2003 г. по гидросистеме оз. Хубсугул - р. Эгийн-Гол - р. Селенга - оз. Байкал осуществлен первый туристический проход на судне на воздушной подушке "Хивус-6".
 В апреле - мае в сужениях долины р. Эгийн-Гол образуются обширные наледи, достигающие высоты до 2 м. В это время река прорезает глубокие и узкие ледяные каньоны, иногда заканчивающиеся ледяными пробками. Берега реки, особенно в верховьях, лесисты, но даже здесь много на речных террасах скота и монгольских юрт. Сплав по реке затруднен обильными разливами, создавшими дополнительные рукава реки, ведущие в никуда и постепенно исчезающими.
 На всем протяжении реки великолепная рыбалка - поймать тайменя, ленка или хариуса не составляет проблем. Юрты пастухов стоят по всей реке. У пастухов можно приобрести за тугрики мясо, кумыс, молоко, масло, т.е. все то, что дает натуральное хозяйство.
 Местные жители советуют не употреблять мясо сурков и не пить воду из больших рек, т.е. Эгийн-Гола и Селенги. Ежегодно, каждую осень в Монголии регистрируются вспышки чумы. Наиболее часто они происходят на юге Монголии и в центральной ее части, как раз там, где берет начало Селенга. Река Эгийн-гол, вытекающая из озера Хубсугул, является одним из левых притоков реки Селенга.
 Река Селенга. Крупнейший приток Байкала (длина реки 1024 км), приносит около половины объема речных вод в сибирское озеро. Образуется слиянием рек в Монголии Идэр и Мурэн. Судоходна до г. Сухэ-Батор (на р. Орхон).
 Река Шишигт-Гол. Река Шишкигт-Гол протекает из Дархадской котловины Монголии через проточное озера Цаган-нур в Восточный Саян на российскую территорию (протяженность реки около 160 км по монгольской территории). В Монголии мало порожистых рек для высших категорийных сплавов. В конце 1970-х годов российскими водниками на катамаранах были пройдены верховья реки Шишигт-Гола впадающей в Кызыл-Хем (Малый Енисей). Маршрут относится к категории пеше-водных маршрутов высшей сложности (5-6 категория). Шишигд-Гол поражает своей мощью, если в устье Тулег Тег-Гола расход воды составляет едва ли 30 м3/с, то в Шишигд-Голе - 500 м3/с, вода мутная и высокая, во время паводка прибрежная трава бывает затоплена почти на полметра. Первое препятствие, порог "Березовый", сразу за впадением ручья Хадряис-Гол, который идет без остановок до притока Их-Джамца Гол. Шиверы весьма мощные, постепенно берега реки сужаются, местами превращаясь в стенки каньона. От этого сложность препятствий только возрастает. В конце медвежьих шивер, на правом повороте, самый крутой и высокий вал, за ним большой улов и отличная стоянка на левом берегу. Щеки "Трубы" - последнее и наиболее сложное препятствие на р. Шишигд-Гол.
 Проблема прохождения этого маршрута заключается в пересечении границы, где нет пограничного пункта, а также нет проторенных троп для возвращения берегом от границы к месту старта. Традиционно неустойчивая погода в этом горном районе и сложность пешего выхода в случае аварии на сплаве осложняют прохождение этого водного маршрута.
 РЕКА ЧУЛУТЫН-ГОЛ. На байдарках можно организовать путешествие по реке Чулутын-Гол, на скалах каньона которой на протяжении 170 км сохранилось большое количество наскальных рисунков.
 
 ВОСХОЖДЕНИЯ НА ВЕРШИНЫ
 Горные вершины Монгольского Алтая мало посещаются горными туристами и альпинистами и маршруты восхождений на большинство из них не классифицированы. Удаленное от дорог местонахождение вершин, проблемы заброски усложняют организацию восхождений. Но именно это и привлекает сюда горных туристов, неосвоенность горных районов позволяет выбрать вершину для первопрохождия и стать первыми ее покорителями.
 Туристическая база "Алтай-тур". Расположена в Монгольском Алтае вблизи сомона Улгий и является базовой для маршрутов в горы. Организует трекинги туристическая фирма Nature Tours. Тел.: 976-11-311801. E-mail:nattour@magicnet.mn
 Наиболее распространенны среди российских горных туристов восхождения вблизи государственной российско-монгольской границы на вершины Цаст (4193 м), Цамбагарав (4163 м), Сайр (3984 м). Описание восхождений на эти вершины имеются на сайтах в Интернете.
 Из отчета горных туристов: "Гора Найрамдал или Куйтэн-Уул (4374 м), вторая вершина на Алтае (первая по высоте - Белуха). Летом идти туда сложнее - надо оформлять визы. Зимой с этим проще - температура минус 40, вьюги, бураны, плохая видимость - никому мы в этом месте не нужны. Даже пограничники нам сказали, что зимой в этом месте еще никого не было. За заставой Аргамджи идет огромный хребет - "святая гора" Таван-Богдо-Ула (4082 метра). На ней находятся границы трех государств - Китая, Монголии и России. И на эту гору, имея пропуск погранзоны, с нашей стороны идти можно. Мы поднялись, сходили на вершину, спустились в Монголию, пересекли самый большой ледник на Алтае и поднялись на высшую точку - Найрамдал... Впервые совершили зимнее восхождение на Таван-Богдо-Ула, прошли восемь перевалов, из них - три первопрохождения. По этим перевалам еще никто не ходил, мы дали им имена и определили категорию сложности. Перевал восточнее горы Таван-Богдо-Ула назвали Таван-Богдо-Ула-Восточный, затем перевал в том же хребте назвали перевалом Пермских туристов, и перевал на плато Укок между реками Аргамджи и Жумалы назвали перевал Аргамджи. Они еще нигде не описаны - будем делать описание маршрута восхождения и посылать его во Всероссийскую федерацию альпинизма. Там перевалы и вершины зарегистрируют, нанесут на карту. Все они не сложнее 2Б. Кроме того, мы побывали на шести хребтах - Сайлюгем, Южный Алтай, Монгольский Алтай, плато Укок, Южно-Чуйский хребет, хребет Жумалыкыр. А вот с Найрамдала мы сняли записку тульских альпинистов".
 
 РЫБАЛКА
 Реки Монголии исключительно богаты рыбой, что делает страну привлекательной для спотсменов-рыболовов. В мире осталось немного мест, где можно поймать таких огромных тайменей и наловить за неполный час полное ведро хариуса.
 АР МОНГОЛ ТРЕВЕЛ. Ar Mongol Travel. 301, Peace Bridge hotel, Chinggis Khan avenue, Khan-Uul district. Ulaanbaatar Tel.: 976-11-344789, 976-95252486. E-mail: ar_mongol_travel@maqicnet.mn. Организация рыбалки на оз. Хубсугул и на реках Монголии.
 
 Главной по привлекательности рыбой Монголии является, безусловно, король сибирских и монгольских рек - таймень. Это крупный хищник, достигающий полутора метров в длину и 100 килограмм веса, очень красиво раскрашен, в розово-синие тона с цветными пятнами по всей длине. Исторически таймень из всех лососевых имел самое широкое распространение по всему миру - от Баварии до Камчатки. Однако, из-за крупномасштабных выловов и ухудшения экологических условий из многих бывших ареалов своего обитания таймень давно исчез. Теперь, самые крупные особи этой чудесной рыбы обитают только в девственных водоемах России и Монголии. Эта рыба относится к семейству лососевых. Живет только в чистой воде, как правило, в одиночестве. Узнать о наличии тайменя можно по слышным издалека мощным ударам его хвоста по воде - так он гоняет мелкую рыбешку.
 Для того, что бы поймать тайменя, в Монголию приезжают рыболовы из США, Канады, Франции, Германии, Японии, Австралии, Англии и других стран. Удовольствие не из дешёвых, специализированный рыболовный тур на тайменя продолжительностью в 14 дней может стоить от $4000 до $6000. За эти деньги гарантируют обязательную поимку тайменя. На территориях заповедников, где тайменей реально много, после поимки и фотографирования, рыбу необходимо отпустить, либо ещё доплатить $100 за разрешение забрать её с собой или съесть. Грамотно организованная летом и осенью рыбалка не приносит урона рыбьим запасам, большая часть иностранных рыбаков, обычно поймав тайменя, фотографируется с ним, а затем отпускают (принцип catch-and-release - "поймал - отпусти").
 В Монголии насчитывается сотни озёр и рек. Если реки в основном не большие по ширине и глубинам, то среди озёр есть настоящие рекордсмены длинною до 136 км, от 20 км и более шириною и с глубинами до 260 метров. Наиболее привлекательные для рыболовецких туров озера - Убсу-Нур с площадью водного зеркала в 3350 км2 и озеро Хубсугул площадью 2760 км2.
 В озере Убсу-Нур как в Аральском море, слабосолёная вода. Сходство их продолжается в том, что оно, как и Аральское море изобилует рыбой. Уникальность монгольских рыбных запасов не только в рыбном изобилие, но и в видовом составе - сиговые, лососевые, осетровые. В реках и озерах Монголии обитает большинство европейских видов рыб и рыбы Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. Щука вырастает в этих краях до 30 кг и даже более, распространен вездесущий карась, встречается национальная рыба Кореи и Китая - карп, единственный представитель тресковых среди пресноводных рыб - налим, достигающий в Монголии огромных размеров.
 Из рассказа рыболова-подводника: "Мне буквально за сорок минут подводной охоты в озере Хубсугул удалось добыть пять налимов, общим весом в 23 кг 700 грамм, один из которых весил 8 кг 400 грамм. И еще видел много налимов размером и побольше! В озёрах и реках водятся сом, окунь, омуль, принадлежащий к семейству сиговых, форель, ленок, относящиеся к семейству лососевых. По словам опытных рыболовов, в Дархадской долине встречаются экземпляры кумжи весом 13-15 килограмм и свыше метра длинной!"
 
 Taймень - суровый хищник, охотящийся не только на других рыб, но и на прибрежных грызунов, за что монголы и прозвали тайменя речным волком. Таймень - пресноводная царь-рыба, неожиданно атакующая свою жертву и ударом хвоста оглушая ее. Попав на крючок таймень, долгое время продолжает борьбу с рыбаком. Поэтому, добыть тайменя на удочку может не каждый, нужно знание специальных приемов рыболовом.
 Реки Монголии, и особенно озера Дархадской котловины и Хубсугул широко заселены азиатской форелью, или ленком, являющимся самой древней из ныне обитающих видов форели, сибирским хариусом и дархадской белорыбицей (сигом), налимом, окунем, щукой. В большинстве монгольских водоемов можно гарантированно рассчитывать на хороший улов.
 Средняя длина рыбы в местах рыбалки:
 · таймень - 110-120 см
 · ленок - 55-60 см
 · сибирский хариус - 40 см
 
 ОХОТА
 С каждым годом стремительно растет число иностранных туристов-охотников, приезжающих в Монголию из США и Европы. Охотники-любители из США, Мексики, Италии, Канады, Германии и других стран стали приезжать в Монголию с начала 60-х годов. Для состоятельных иностранцев Монголия представляет собой уникальнейшее место на планете, где пока в достатке водятся дикие козлы и бараны, медведи и рыси, изюбры и чернохвостые антилопы, лисы-огневки и кабаны. Весной в долинах джейраны собираются в большие табуны, так легче сохранить молодняк. Отдельные табуны могут насчитывать несколько сот голов.
 За монгольскую охотничью экзотику люди готовы платить по 70 тысяч долларов за лицензию на отстрел одного архара. Архары - грациозные круторогие парнокопытные, обитающие в горах монгольского Алтая, - всегда были предметом страсти иностранных туристов-охотников. Они могли по нынешним внутренним тарифам купить лицензию на его отстрел за 8-18 тысяч долларов в зависимости от возраста животного и размера его рогов - желанного трофея каждого стрелка.
 Из 16 видов баранов известных в мире, 2 вида Алтайский и Гобийский водятся в Монголии, стоимость охоты на них для иностранцев составляет от $30 000 до $70 000 за пять дней охоты.
 Монголия - страна с самой высокой численностью волка в мире. Он наносит огромный ущерб диким и домашним животным. Охота на волка в Монголии не только любима местным населением, но и очень полезна для народного хозяйства республики, потому что поголовье волков в Монголии настолько велико, что наносит большой вред народному хозяйству республики. В стране насчитывается более 100 тысяч волков. В среднем каждый из них ежемесячно поедает до 90 килограммов мяса. Волки нападают на домашний скот в основном с ноября по март. За эти месяцы один волк съедает до 450 килограммов мяса домашней скотины, поэтому волки - заклятые враги животноводов. У монголов даже есть поверье: достаточно встретить волка в новом году, особенно в первый его день, чтобы удача сопутствовала тебе, а если добудешь зверя, то фортуна не оставит тебя на протяжении всего года.
 Местность Баганур находится 130 км на восток от Улан-Батора. В этом районе охоты на волков очень высокая численность куропатки, поэтому охота на них также возможна.
 Охотятся на волков загоном. Еще более азартно проходит охота на волков с автомобиля. Охотники передвигаются на транспорте высокой проходимости в предварительно изученных местах, в которых размножаются волки. При помощи групп подержки и местных чабанов волков выявляют и гонят на охотников.
 
 ПОСЕЩЕНИЕ ПЕЩЕР
 Пещеры в Монголии исследованы слабо, нет клуба спелеологов, а простые монголы избегают их посещений, веря в то, что там обитают злые духи. Институт географии АН Монголии обследовал более 100 пещер из числа около 500 известных. Самая протяженная из них Цаган-Дэлийн агуй расположена в Восточной Гоби и имеет длину 607 м.
 Рисунки в пещере - явление довольно редкое для Монголии и Забайкалья. Тем не менее, в пещере Хойт-Ценкер агуй, находящейся в 25 км к юго-западу от населенного пункта Манхан-сомон в Кобдокском районе, обнаружены самые ранние петроглифы на территории страны.
 Привлекательна для посещения туристами пещера на юге озера Хубсугул - Даян-Дээрхийн длиной 224 м, в которой имеется древнее святилище с деревянной статуей всадника.
 Карстовые формы известны в Монгольском Алтае, в Прихубсугулье, в междуречье Иро-Гола, Хара-Гола, в пределах низкогорий Северной Гоби. Описания монгольских пещер на русском языке чрезвычайно скудны. Интерес к неисследованным пещерам Монголии настолько велик, что в Монголию специально организуются иностранные спелеологические экспедиции для поиска и изучения монгольских пещер. Впервые накопившиеся данные о пещерах Монголии систематизированы в диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук Эрдэнэдалайном Авирмэдом ("Пещеры Монголии", Улаанбаатар, 1999 г.): "Пещеры Монголии ждут исследователей. Не все пещеры ещё учтены, недостаточно выявлена их специфика, география. С 1988 г. по 1998 г. Институт географии АН Монголии организовал 8 экспедиций, которые обследовали более 100 пещер. Эти экспедиции явились началом систематического комплексного изучения пещер. К настоящему времени (июнь 1999 г.) известны определенные сведения уже о более чем 500 пещерах. Анализ геологических условий территории позволяет констатировать, что территория Монголии в целом благоприятна для образования и развития пещер.
 При этом следует отметить, что лучшие условия для образования наиболее крупных и морфологически сложно построенных пещер создаются в районах распространения карбонатных пород. Первым крупным полем залегания карбонатных пород является Прихубсугулье, где этими породами занято более 16500 км2. Второе значительное поле находится на Восточно-Монгольской равнине (14823 км2), третье - в Монгольском и Гобийском Алтае (13805 км2). В Хангайских горах площадь распространения карбонатных пород менее значительна (5840 км2).
 Также в работе Э. Авирмэда приводится описание и других пещер в Хубсугульском, Хангайском, Алтайском и других районах. Особый интерес представляют сводные таблицы с координатами известных пещер. Вот некоторые из них (во время экспедиций 2000 г. мы обнаружили не совпадение указанных координат действительному расположению пещер).
Rambler's Top100

Байкальская земля

Copyright (c) 1999 text and foto by Sergey Volkov, design by studio "leiden"
Хостинг предоставлен ЗАО "Ориент-Телеком"