Площадь -74 600 км2. Население - 54 640 чел. Плотность населения - 0,73 чел. на 1 км2. Административный центр - Мандалговь.
От Улаанбаатара по проселкам до Мандалговь (260 км), Даланзадгада (553 км). Раньше, до появления машин караван верблюдов эту дорогу в 550 километров от Улаанбаатара до центра Южногобийского аймага преодолевал за 14-16 дней. Дорога от Улаанбаатара до Даланзадгада сильнее накатана в степи, чаще встречаются автомашины и по ней можно проехать быстрее, но природа здесь более однообразна и монотонна, чем на маршруте через Арвайхээр к горам Гурван Сайханы нуруу и Даланзадгаду. При наличии времени (2-3 дня) интереснее проехать из Мандалгови восточнее через заказник Zagiyn-Us, сум Манлай и посетить развалины самого большого на юге Монголии города-монастыря Улгий хийд.
Для этого маршрута характерны протяженные степные ландшафты. В степи, в самых неожиданных местах встречаются плиточные могилы, мощные курганы, каменные фигуры - "бабы" и мегалитические сооружения, оставленные древними кочевыми племенами. Один из таких загадочных памятников находится по дороге на Мандалговь в 223 км от Улаанбаатара (47 11, 7 и 106 37,9). Среди ровной степи из земли торчит два высоких менгира (свыше трех метров в высоту и 50 см каждая грань в ширину). Продолговатые камни тщательно обработаны, и имеют отчетливые следы возлияния бараньим жиром. По поверью местных жителей, в этих камнях обитает дух-покровитель дороги и путников. Можно только предполагать, что это - древнее культовое место старой до буддийской религии и посвящено неизвестным нам духам местности. Менгиры настолько древние, что местные монголы ничего не могут о них сказать.
Колодец с питьевой водой рядом с дорогой в 100 км от Мандалговь (46 41,3 и 106 31,7).
Горы Их-Газарын-Чулу. Восточнее Мандалговь в 70 км расположены живописные скалистые горы Их-Газарын-Чулу. Проехать к ним из Улаанбаатара можно также по новой асфальтированной дороге в сторону Сайшанда до Баянгая, а затем по проселочным дорогам. Необычные и живописные скалистые горы с зубчатыми вершинами и полированными камнями расположены на границе природных зон между сухостепью и Гоби на высоте 1560 м. В этом уникальном месте сочетаются песчаные пространства и полированные каменные скалы. Горы занимают площадь 35 тыс. га. Из-за своих уникальных природных особенностей горы получили статус заказника в 2003 г. Здесь насчитывается 12 видов деревьев и кустарников, 40 видов растений и лекарственных трав, проживают аргали и дикие козы. Кроме этого сохранились исторические и культурные памятники, среди которых известны руины 6 монастырей. В горах расположено несколько туристических баз, в которых можно остановиться на ночлег.
Около Мандалговь, Улзийт сум, известна пещера "Хэвтээ босоогийн агуй" (106 57 12 E 44 30 08 N, по данным Э. Авирмэд). Пещера образовалась в результате выветривания, имеет длину 102 м и общую площадь 204 м2. Монголы описали её, как пещеру, имеющую узкий лаз, в котором надо передвигаться на корточках. Затем ход постепенно расширяется и заканчивается большим залом, в котором молятся. Во многих монгольских пещерах часто встречаются шаманские святилища, глиняные статуэтки бурханов и следы проведения здесь религиозных ритуалов.
Улгий-Хиид. 43°36,2', 108°12,5'
МОНАСТЫРЬ УЛГИЙ ХИЙД
На юге Монголии известны развалины 9 крупных буддийских монастырей. Большинство из них находится вдали от основных дорог. И зачастую, чтобы найти эти развалины нужно несколько дней.
Описание буддийских монастырей Монголии оставил русский ученый А.М. Позднеев после своего путешествия по Монголии в 1876-1879 гг.: "Ламайские монастыри известны в Халхе обыкновенно под тремя различными названиями. "Хурээ" обозначает на монгольском языке понятие о каком-либо стане, жилые здания которого располагаются кругом. Так как, по обычаям буддизма, кельи лам, или буддийских монахов, должны располагаться вокруг здания кумирни, то на этом основании монголы дают название "хурээ" только тем из своих монастырей, при которых постоянно живут ламы и которые потому самому представляют собой не одни только здания кумирен, но заключают в своих стенах и кельи монахов. Слово "сумэ" по буквальному его значению знаменует собой кумирню, или молитвенный храм буддистов и потому именем "сумэ" обозначаются у халхасов те монастыри, братья которых не живут при монастырских кумирнях постоянно, а кочуют в различных частях степей и собираются к своему монастырю только в праздники и в дни, назначенные для великих хуралов (богослужений). Что касается третьего прозвания "хит", то оно присваивается в Халхе тем монастырям, которые служат местопребыванием монахов - отшельников; к разряду их халхасы относят лам - созерцателей, или даянчи, лам, исполняющих разного рода подвиги" .
Руины мертвого города-монастыря (N 43 36,2 и E 108 12,5), любопытно, что они не нанесены на карту достопримечательностей Монголии, найти довольно трудно из-за сложностей ориентирования на развилках едва заметных дорог в степи. Дорога к Улгий хийду (90 км от восточнее сума Манлай), несмотря на продолжительность поисков нужного направления, настолько разнообразна, что не утомляет. Здесь обилие рощ развесистых тополей и абсолютное отсутствие монгольских юрт и машин на дорогах. Осенью во множестве встречаются многочисленные стада куланов, Особенно большие их табуны собираются в конце августа, когда начинается миграция куланов.
Местоположение древнего города-монастыря, самого большого в южной Гоби, в котором в 1650 г. проживало до 2000 лам указывает на вершине горы знаменитое "Обо чистого сердца". В настоящее время здесь восстановлен буддийский храм, в котором ведутся службы.
Руины занимают большую территорию, и хотя монголы снова вернулись сюда жить, большая часть развалин остается по-прежнему нетронутой. На искусственных террасах, у подножия скал раньше здесь стояли большие храмы. От некоторых их них до настоящего времени сохранились фрагменты высоких стен из песчаника с мертвыми, зияющими арочными проходами. Во многих местах можно увидеть старинные реликвии и гипсовые лепные украшения, достойные музейной экспозиции. Рядом с храмом имеется небольшая пещера, в ней лежат завернутые красные одежды последнего отшельника, и стоит небольшая статуэтка Будды. Этнограф Н.Л. Жуковская, посетившая Улгий хийд в 1983 г., ещё застала полузасыпанные ямы, в которых были свалены остатки глиняных бурханов. Их изготавливали прямо здесь с помощью особых металлических форм и затем обжигали. Еще раньше в этих ямах можно было отыскать и целые фигурки. Рассказывают, что будто бы, ламы при изгнании их из монастыря, зарыли клад, состоящий из золотых и серебренных вещей. До сих пор этот клад лежит где-то здесь под толстым слоем песка, ожидая будущих археологов.
На вершине горы, возвышающейся над Улгий хийдом, сложено большое обо в виде трехступенчатой башни, к которому ведет заметная тропа, в отдельных местах искусственно укрепленная камнями. Тропа огибает по спирале гору и вдоль нее через определенные промежутки сложены также обо.
В Улгий хийде есть колодцы с водой. В 12 км от Улгий хийда, в небольшой котловине, находится "роща" окаменелых деревьев в виде разбросанного разноцветного каменного ковра, окаменелых обломков стволов и кусков бывшей некогда древесины.
"Что касается до буддизма, - пишет А.М. Позднеев, то он в отношении устройства монастырей и храмов предписывает множество правил и первым из них должно почитать то, что каждая буддийская обитель должна отстоять от какого либо города, селения и вообще от жилищ простолюдинов не менее как на такое пространство, на котором может быть слышим человеческий голос. Обстоятельство это должно служить для лам и простолюдинов видимым знаком полной отрешенности монастыря и его обитателей от мира и всего мирского.
Обряды, предшествующие постройке храма, начинают по крайней мере за год до его закладки. Астрологи определяли место для постройки храма. Прибыв на место постройки храма, они в течение целого месяца служили молебствия, совершая свои гадания на различных местах и только по истечению этого времени могли указать точно место для постройки храма. Таким образом, здесь принимают в расчет положение гор и скал, окружающих местность, вид самого места, отношение к нему ближайших рек, колодцев и других вод. Также астрологи указывают откуда нужно было брать материалы для постройки кумирни и день, в который можно было начать постройку: Видимым знаком подавления злых духов пространства будущего храма было зарывание в самом центре квадрата, предназначенного для постройки храма, сосуда (бумба), наполненного разного рода священными драгоценностями. По правилам, бумба эта не может быть делаема ни из железа, ни из желтой меди, ни из чугуна; но должна быть золотая, серебряная, или из красной меди, а наполнение её святынями, делает ей преимущественное право на название "сан бумба", т.е. драгоценная бумба. В состав предметов, полагаемых внутрь её входят во 1-х душистые и лекарственные травы, известные под тибетскими именами цзати, ли-ши, гур-гумъ, га-гула и суб-милъ; во 2-х драгоценности: золото, серебро, коралл, жемчуг, опал, рубин и сапфир. Бумба наполненная этими предметами и сверх того вмещающая в себя несколько листов, исписанных молитвами и разного рода священными заклинаниями, обертывается в желтый шелковый хадак и поставляется в склеп, так что остается не придавливаемою массою накидываемой на неё землей" .
КЛАДЫ В ГОБИ
На пути от горы Цагаан богд уул к развалинам монастыря Овоот хурал ("Курганный", Южногобийский аймаг), в местности Эзгуй газар ("Безлюдная земля") находится гигантское обо Хубтин-обо с цоколем из крупных каменных глыб. По преданию, здесь был закопан тибетский клад - груз серебра с 80 верблюдов .
В 1909 г. во время второго посещения мертвого города Харо-Хото (Хар хот) экспедиция П.К. Козлова обнаружила "знаменитый" субурган с тысячами книг, сотней скульптур и различными украшениями из буддийских храмов. Находок было так много, что загруженный караван не мог увезти с собой все, было принято решение в потайном месте оставить часть вещей, главным образом, крупную скульптуру. В 1926 г., во время своего третьего посещения Хар хот, П.К. Козлов не смог найти статуи, спрятанные им в 1909 г. До настоящего времени они так и не найдены .